Скутер, как альтернатива полноразмерному и тем более общественному транспорту – вещь идеальная. Вся Европа по крупным городам рассекает на мопедах и никто там по поводу их наличия на дорогах особо не парится. Да и было бы зачем. Расход топлива минимален, вред экологии – тоже, парковочного места почти не требует... В том же Париже, кстати, специальная разметка нанесена чуть ли не через каждые полкилометра (разумеется, в тех местах, где это положено)...
У нас же все, как обычно, с ног на голову. На «мокиках», в лучшем случае, шпарят облаченные в недешевые мотошлемы «дяди и тети», но при этом почему-то напрочь игнорирующие элементарные понятия безопасности – например, во втором ряду Ленинградского проспекта. В центральной его секции. Формально это не запрещено, но к чему такой риск? Тем более, что скорость остального потока чуть ли не вдвое выше, а на тех же 40 км/ч скутер без проблем проехал бы и по правой полосе дублера.
Но это еще полбеды. Эти люди хотя бы в курсе существования ПДД. Вот 14-летним подросткам их, увы, никто не объяснял. И что самое ужасное, не собирается это делать. А посему, те совершенно спокойно садятся на своих осликов без шлемов, порой, не то, что слегка «випимши», а будучи откровенно «в хлам». Даже в трезвом виде царапают машины, сбивают боковые зеркала, нагло «дубасят» на красный свет, даже не притормаживая... Они даже на «встречку» умудряются выезжать, и на МКАД, где подобной техники не должно быть в принципе.
Список проделок, которые автор этих строк воочию узрел чуть больше, чем за месяц бесконечен. Буквально намедни один из таких «героев» вылетел из магазина с тремя банками дешевого пива и потом, ничуть не смущаясь, открутил гашетку и «попылил» прямо по тротуару через группу мамаш с 5-6-летними детишками. Соверши любой из водил (да и мотоциклистов) хотя бы пару подобных нарушений, как минимум до конца лета его бы заставили «попешеходить». В толерантной Европе бы за такое поведение бойца, может, и не «закрыли», но штраф родителям впаяли бы такой, что о карманных деньгах тот забыл бы лет до пятидесяти.
Но это там, в России пресечь подобное деяние можно разве что ударом в «бубен». А это наказуемо, причем уголовно, так как товарищ этот – совсем не товарищ, а несовершеннолетний. Гаишники же его даже пожурить не могут. Точнее, могут, но не хотят, ибо бесполезно – в лучшем случае выпишут все тот же копеечный штраф на родителей, а дальше что? «Комната полиции», визиты участкового? Это даже не смешно... Иными словами, пока он на уголовную статью не накуролесит, сделать с ним ничего нельзя.
Как нельзя ничего сделать с алкашом, уже лишенным права управления и по этой причине пересевшим на мопед. Что-то сомнительно, что за пару лет он поумерит свои алкогольные аппетиты, тем более, что препятствий этому вообще не остается. В теории, конечно, его могут отловить, «продуть» и лишить прав повторно. Но это тоже уже не смешно...
Это ужасает, ибо речь о человеческих жизнях, уже даже не здоровье, а именно жизнях. Даже в традиционно заниженной гаишной статистике их по паре сотен за сезон (и тысяч пять пострадавших), и это без учета аварий, которые вообще не оформлялись. Если с медиками не поехал (а это случается регулярно, даже с переломами), то нет и ДТП. «Пьянку» ему все равно не предъявишь, а так – статистика не испорчена, а лихач потом самоходом до травмпункта доберется и будет врачам про велосипед напевать.
Вот так и живем. Самое смешное, что генералы в связке с законотворцами пытаются все это упорядочить, начиная с 2008 года, но все начинания упираются в чрезмерно рьяных правозащитников и, о боже, то самое «общественное мнение», то есть в обезличенный вой в интернете. Я не утверждаю, что там наверху все ангелы во плоти, что скутеры – путь к смерти, но госрегулирование в данном вопросе уже давно жизненно необходимо.
Давайте уж сами для себя разберемся, что есть скутер, мопед или как там его... Либо велосипед, либо техническое средство повышенной опасности. Наверное, все-таки, второе. А это значит, что права на них нужны, и нужно обучение. С 14 лет, так с 14-ти, но по полной программе с теорией и практикой. И полным пакетом соответствующей ответственности, начиная с КоАП, и заканчивая страховкой. А если «дорого» или «не хочу, не буду» – ходите пешком, если есть деньги на скутер – 3000 рублей за обучение и 1000 рублей за годовой полис вас не разорят.