Как водится в случае подобных «серьезных исследований», изложение начинается с банальной констатации, что в наследство от СССР Россия получила одну из самых протяженных транспортных сетей в мире, но из-за длительного недофинансирования она пришла в упадок. Дальше продолжается в том же духе. Эксперты «Goldman Sachs», видимо, подвергнув скорпулезному исследованию подшивки старых газет, выяснили, что наше отечество расходовало на транспорт 2005-2010 годах проимерно 1,5-1,7% ВВП, а нужно хотя бы 3,5-4,5% ВВП (как в Центральной и Восточной Европе). При этом более половины вложений надо бы направлять не на создание новой транспортной инфраструктуры, а на поддержание уже имеющейся. В результате, согласно рейтингу Всемирного экономического форума, Россия по качеству дорог занимает 130-е место из 142, что ниже Анголы, Киргизии и Таджикистана.
Но проницательный «Goldman Sachs» не даром шерстит старые подшивки и следит за публикациями в современной отечественной прессе! Владея этими приемами, его эксперты сумели поведать нам, что расходы на дорожное строительство в России таки растут: с 255 млрд руб. в 2005 году до 545 млрд в 2011. Но темпы автомобилизации опережают дорожное строительство: интенсивность движения выросла за 10 лет в 1,8 раза. Плотность дорожной сети в России — 6 км на 1000 человек, это выше, чем в Индии и Китае (2 км на 1000 человек), но значительно ниже, чем в США, где аналогичный показатель составляет 14 км. Поэтому 30% трасс постоянно работают в режиме перегрузки.
Таким образом, зарубежные умники и умницы умудрились выяснить, почему в России такие «дороги», но так и не объяснили почему у нас такие «дураки»... Кстати, никак не могу понять! Почему это мы, благодаря какой-то литературно-целомудренной инерции, что-ли, которое десятилетие продолжаем называть вещи не своими именами: не дураки наша вторая после дорог главная беда! Не дураки, а воры! И фраза классика сейчас должна звучать так: «В России две беды – воры и дороги!»
Вот в «Goldman Sachs» не дураки трудятся, это уж точно! Зачем анализировать такую неудобную категорию как всевозможные виды воровства при строительстве дорог, достигающие, по разным оценкам, 30-60% финансирования?! Гораздо проще пойти по накатанной предшественниками дорожке, заявив, что, мол, надо увеличивать финансирование российской дорожной отрасли и тогда все немедленно начнет налаживаться!
В общем, можно лишь позавидовать людям, получающим неплохие зарплаты и корпоративные бонусы по итогам года, за изготовление подобной «аналитики». А также нашим транспортным чиновникам, с удовольствием пользующимся подобными «исследованиями».