Alphard — это Альфа Гидры. Звезда, относимая астрономами к красным гигантам, удалена от земли примерно на 30 парсек. Считается, что ее название произошло от арабского слова «одинокая». А греки в свое время назвали небесное созвездие, сердцем которого она является, Гидрой, увековечив таким образом второй подвиг мифического Геракла.
В какой-то мере окрестить этот автобусик именем звезды-гиганта — оправданное решение: машина, как ни крути, крупна для легковушки. Пикантная деталь биографии нашей «звездочки»: она отнюдь не молода по автомобильным меркам. Первые Alphard нынешнего поколения нашли своих покупателей в Стране восходящего солнца аж в 2008 году. После этого японцы начали продвигать машину на прочие рынки мира. А до нас очередь дошла лишь сейчас. То есть фактически мы имеем возможность насладиться дизайном и техническими данными модели четырехлетней давности. Но в данном случае грех заглядывать в зубы этому «коню». Дело в том, что до сих пор у «Toyota» на российском рынке не было собственного микроавтобуса, для управления которым не нужно открывать категорию «Е» в водительском удостоверении. Зловредные конкуренты в виде «Volkswagen» с «Hyundai» давным-давно торгуют у нас подобными моделями, а японцы сподобились на такое только что.
Надо сказать, что попытки описания внешности машин подобного класса могут требовать подключения дополнительных ресурсов мозга. Для тренировки попробуйте художественно описать и выделить характерные нюансы экстерьера кирпичика черного хлеба, например… А в случае с минивэном поле деятельности дизайнера ограничено по большей части одной только передней частью машины. Он, конечно, может попытаться увековечить свои таланты в мелких деталях боковых панелей и задних фонарях, но это, согласитесь, несерьезно: сотворить что-то существенное с обязанным быть функциональным «кирпичом» не даст целая шайка фирменных маркетологов.
Вот и с Toyota Alphard произошло подобное. Весь внешний дизайн скучковался на «морде». И, в отличие от большинства современных легковых авто фирмы, на этой «морде» заглавными буквами написано, что перед вами — стопроцентный «азиат». Конечно, по отдельности назвать таковым ни выдвинутую вперед «челюсть» бампера, ни раскосые формы головной оптики, ни «брекеты» фальшрадиаторной решетки и прочие внешние детали вы вряд ли сможете. Зато все вместе сливается в гармоничную картину типичной японской машины.
Впрочем, у нас такие авто чаще всего покупают не в личное пользование, а для корпоративных нужд. И лишь иногда состоятельная общественность приобретает микроавтобусы для перевозки отпрысков с помощью нанятого шофера. Все это означает, что в данном случае внешность конкретной модели на покупательский выбор влияет едва ли не в последнюю очередь. Тут для будущего пользователя во главе угла стоит «внутреннее содержание». Что же мы видим, оказавшись за рулем Alphard? Лицезрея переднюю панель микроавтобуса, невозможно отделаться от навязчивого ощущения, будто ты все это уже видел в больших внедорожниках компании, продающихся под брендами «Toyota» и «Lexus». Куча похожих деталей и черточек интерьера! Но, к чести дизайнеров, лишь только похожих. Виртуозный «замес», своеобразное попурри, дающее машине собственное лицо, как бы странно это ни звучало применительно к салону авто. Приборная панель отчаянно напоминает о Prado, центральная консоль ностальгирует по какому-то из LX, и так во всем. Словом, любитель больших Toyota будет чувствовать себя тут как дома.
Однако основной упор здесь делался на комфорт задних седоков. Характерный штрих: на подголовнике кресла переднего пассажира присутствует дублирующий основной блок регулировок его положения — дабы персона, сидящая сзади, могла легко настроить окружающее пространство под свои потребности, знаете ли! Вообще именно для этой персоны тут попытались организовать что-то вроде каюты класса люкс. Достаточно сказать, что автор этих строк, посидев пару дней за «баранкой» Alphard, однажды переселился в одно из кресел второго ряда и с тех пор соглашался ездить на этой Toyota лишь в качестве пассажира. И на это есть куча причин. Перечислим некоторые из них: внушительного размера ложеподобные кресла с большой регулируемой подушкой для голеней, не менее «правильные» подголовники с фиксатором головы и удобнейшие подлокотники. Для ступней предназначены специальные площадки, очень помогающие от затекания ног. Про полный набор электрорегулировок кресел второго ряда можно даже не упоминать.
Есть тут, конечно, и третий ряд сидений. Но уготован он явно для менее ценных членов коллектива. Да, здесь можно усесться аж втроем. Но среднему седоку будет при этом не особенно комфортно. Лучше уж не мудрствуя лукаво сложить этот третий ряд и получить почти два кубометра свободного для багажа объема!
Под немаленьким капотом Alphard скрывается практически такой же бензиновый 3,5-литровый V-6, каким комплектуется новая Toyota Camry. Его лишь самую малость дефорсировали до 275 л.с. и 340 Нм. Судя по всему, и трансмиссия тут аналогичная — шестиступенчатый «автомат» и передний привод. Подобного энергетического потенциала с лихвой хватает, чтобы минивэн мог демонстрировать на дороге изрядную даже по легковым меркам прыть. Проведя хотя бы час за рулем «Альфы Гидры» на городских улицах, вполне веришь в заявленные производителем 8,3 секунды до «сотни». Минивэн прекрасно чувствует себя в городском потоке не только в динамическом смысле, но и с точки зрения управляемости. Хорошие зеркала заднего вида и обзорность с водительского места тому способствуют. Да и радиус поворота оказался неожиданно «легковым» — 5,7 метра. Для сравнения: аналогичный показатель у той же Camry лишь на 0,2 метра меньше. А парктроник вообще показался одним из самых адекватных в мире: не поднимает панику за 2,5 метра до бордюра, а помогает спокойно и надежно останавливать задний бампер «басика» в 15 сантиметрах от препятствия.
Однако, несмотря на все эти прелести городской жизни, чувствуется, что настоящая стихия Toyota Alphard — скоростная магистраль. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на работу подвески на разных скоростях, на то, как она справляется с дорожными неровностями. Когда спидометр разменивает 80 км/ч, ямки и ямы в асфальте, разбитые стыки мостов и трамвайные рельсы просто перестают тебя волновать. Складывается ощущение, что машина прекращает на них реагировать — просто плывет себе и плывет вперед. С ростом скорости не менее приятные метаморфозы происходят и в сфере топливной экономичности. Дело в том, что реальная езда по городу требует от владельца обеспечивать Alphard 19–20 литрами 95-го (!) на каждую сотню километров пробега. А на трассе вполне реально снизить сей показатель до 14–15 литров на «сотню». И с этим ничего не поделать: в России «Toyota» продает Alphard лишь с описанным выше 3,5-литровым «обжорой». А ведь под ее капот явно просится нечто дизельное — хотя бы тот же 3-литровый агрегат от Prado. С его «ломовым» крутящим моментом машина вряд ли что-то потеряла бы в динамике, зато в смысле топливной экономичности могли бы получиться сплошные плюсы.
Дополнительной пикантности ситуации придает тот факт, что у нас машина продается в одной-единственной комплектации: «полный фарш» в салоне по цене 2 485 000 рублей. Выбрать (за относительно небольшую доплату) можно лишь цвет кузова.