В свете этих событий, казалось бы, надо было себя вытягивать. Но было принято решение объединиться с еще более проблемной компанией. Глава итальянского концерна Серджио Маркионне в 2009 г. протянул руку помощи обанкротившемуся концерну «Chrysler LLC» взамен на 35% акций американского концерна. Идея оказалась работоспособной. «Fiat» смог полноценно выйти на американский рынок, а «Chrysler» прошел полную реструктуризацию.
С момента сделки прошло менее трех лет, а альянс не просто оправился от кризиса, в том числе и мирового, но и показывает устойчивый рост. В первом квартале текущего года чистая прибыль составила 866 млн. евро, из которых больше половины пришлись на «Chrysler». Правда, Серджио Маркионне отказался от своей американской зарплаты, направив эти деньги на дальнейшее развитие новых проектов.
Но проблем все равно хватает. Который год уже мертвым грузом лежат такие марки, как «Lancia» и «Alfa Romeo». Главной проблемой этих брендов является позиционирование относительно друг друга. Вроде как обе несут звание премиума и могут похвастаться славной спортивной историей на всех фронтах автогонок. Подобная ситуация могла сложиться и с тандемом «Maserati»/«Ferrari». Но там совсем другие объемы продаж, а клиенты сами могут разобраться кому что. Суперкары из Модены более гражданские, а жеребцы из Маранелло — агрессивные.
Тем не менее предназначение «Lancia» нашли довольно быстро. Бейдж-инжиниринг никто не отменял, хотя история знает огромное количество случаев, когда подобный процесс спускал на дно целые концерны. Из недавних примеров — американский автогигант GM. Одной из причин его банкротства стал выпуск десятков одинаковых как две капли воды моделей под разными марками или даже именами.
Итальяно-американский альянс с этим вряд ли столкнется. В Европе «Chrysler» практически не знают, а о существовании «Lancia» за океаном слыхом не слыхивали. Так что теперь можно продавать американские седан 300С, минивэн Town&Country и кабриолет 200С под итальянскими шильдиками. Ко всему прочему в линейке «итальянок» имеются популярные в Европе хэтчбеки Ypsilon и Delta собственного разлива. И отныне объемы продаж моделей двух марок суммируются в ежегодных отчетах.
Остается решить вопрос с красавицами «Alfa-Romeo». Модельный ряд марки сейчас включает в себя только лишь компактную трехдверку MiTo и пятидверку Giulietta. Оба автомобиля — соплатформенники хэтчбеков от «Lancia». Но с этим багажом далеко не уедешь. Что впереди? На наш взгляд пора подперчить «Альфу» спортом. И «Fiat» решает скооперироваться с «Mazda». Маленькая, но гордая и независимая японская компания уже давно ассоциируется с доступными молодежными авто со спортивными повадками и перчинкой в характере. Особенно это касается легкий заднеприводных родстеров MX-5.
«Fiat» предложил Маzda» совместо разрабатывать следующее поколение этой модели. Близнеца назовут Alfa Romeo Spider. Не напоминает ли вам это историю c тандемом GT86/BRZ от огромной Toyota» и крошечной Subaru»? Но дальше создания нового спорткара дело не пойдет. Итальянцы не готовы покупать долю «Mazda Motor Corp».
А вот в дальнейшем увеличении доли в «Chrysler LLC» итальянцы заинтересованы. В ближайших планах к уже имеющимся 58,5% акций докупить дополнительные 3.3%. В конечном итоге «Fiat S.p.A.» должен полностью поглотить американский концерн. Все это поможет снизить затраты при создании новых моделей, сохранить конкурентоспособное ценообразование и закрепиться маркам регионально.