Бывший, как известно, русский город, основанный казаками и окончательно сформированный белоэмигрантами. И хотя китайцы об этом не забывают и даже подчеркивают, о нашем долгом присутствии здесь сегодня напоминает немногое.
В первую очередь, разумеется, Софийский собор. Это - центральная площадь города с первым в Харбине супермаркетом. Увы, но храм с тремя приделами превращен нашими соседями в музей русской эмиграции и службы тут не идут. Хотя служить есть для кого. В городе постоянно проживает 2000 русских (смешанных семей всего ничего — 50), много туристов.
Другое напоминание о русском присутствии - вкуснейший харбинский хлебный квас. И, разумеется, местный пешеходный Арбат, весь состоящий из зданий русской постройки первой четверти прошлого века (дома в эклектическом стиле и модном тогда артнуво). До 1928 года эта самая протяженная пешеходная улица в Азии (без малого -полтора километра) называлась Китайской улицей. Теперь же — Центральной, или в обиходе - проспект Арбат. Правда, ее застраивали не только русские архитекторы. Попав сюда, ты можешь представить себе, как выглядели Париж, Рим и Афины в начале-середине прошлого века. Хотя, конечно, русские мотивы преобладают. Ну, а к услугам шопингующих — более 200 магазинов и едален, среди которых самый первый, открывшийся в 1901 году, ресторан русской, точнее — кавказской, кухни.
Вообще же еще, множество сохранившихся домиков, возведенных в 1900-1950 годах, делают Харбин похожим на небольшие сибирские городки. Правда, это уже не единые кварталы, а вкрапления в бурно строящийся мегаполис. В Харбине, кстати сказать, и по-русски говорят лучше и чаще, чем в остальном Китае (точнее, в иных провинциях КНР вообще на иностранных языках, включая английский, не говорит никто — ни полицейские, ни отельный персонал, ни уличные торговцы). Оно и понятно — львиная часть туристического и делового потока из России приходится именно на эту провинцию.
Любопытно, что харбинские дороги не в пример хуже пекинских (близость России, ее темная сила сказывается?) - значительно уже, местами не очень ровные, в стареньком асфальте и даже с выбоинами. Что, впрочем, не мешает харбинским водителям лихачить. Особенно пилотам так называемых тук-туков. Местные моторикши ПДД игнорируют напрочь. Для них не существует светофоров, пешеходов и пешеходных переходов. По встречной полосе они ездят чаще, чем по своей. Да так уверенно, что китайцы на нормальных авто их явно побаиваются и во всем уступают. Зато, в отличие от того же Пекина стоят дешевле такси и не обманывают. Хотя, повторимся, пользоваться их услугами откровенно страшно.
Низкое, по пекинским, разумеется, стандартам, качество дорог сказывается и на городском трафике. 900 000 харбинских авто «пробки» все же создают. Хотя по московским меркам случающиеся заторчики даже затруднениями назвать нельзя. Средняя скорость движения — километров 30-40 в час, что для многомиллионного мегаполиса — отличный результат.
Но по Харбину лучше не ездить, а гулять. Он очень домашний, этот бывший русский город. И даже современные ультрамодные новостройки не забивают его провинциальной прелести. Въезжая в него, ты как будто возвращашеься в свою квартиру и, сняв костюм, влезаешь в старенький халат и растоптанные тапочки. А центральный городской парк имени товарища Сталина своими планировкой, архитектурой и фонтанами и вовсе переносит тебя в довоенный СССР...
В общем, и Харбин в частности, и вся эта провинция в целом более чем привлекательны для автотуризма. Здесь даже предусмотрен специальный автомаршрут в 4300 километров, предлагающий на всем своем протяжении массу увлекательных и познавательных туристических приятностей и открытий. Но, как ваш корреспондент уже рассказывал в предыдущих публикациях, без серьезных изменений китайских законов, маршрут этот еще долго будет невостребован россиянами. И вообще создается впечатление, что Китай не очень то и заинтересован в развитии внешнего туризма. Впрочем, это тема отдельного разговора.