И экипажи автопробега не стали эту забавную традицию ломать. Благо границу пересекали на автобусах – наши автомобили проходили растаможку. Неплохо, кстати сказать, государство на этом зарабатывает. Так, таможенная очистка одного Great Wall обошлась в 300 000 рублей плюс НДС. Другими словами – практически половина стоимости машины. Так что же, мы не перестаем удивляться запредельным ценам на продаваемые в стране иномарки. Уж поскорее бы Россия вступила в ВТО по полной программе.
Но поджимай ноги, не поджимай, а родина все равно встречает неприветливо. После ярких огней, веселых витрин Маньчжурии, Забайкальск сжимает сердце грязью, ветхостью, запустением. Китайский и русский города разделяют считанные километры и века. Яркая, кичливая даже архитектура современных зданий Маньчжурии (здесь нет небоскребов, но и пятиэтажки, и отели в двадцать этажей построены добротно и со вкусом) резко контрастируют с полубревенчатым Забайкальском, а его каменные домишки давным-давно требуют ремонта, если не сноса.
Впрочем, Китай тоже может «похвастаться» подобным убожеством. На семисоткилометровом перегоне Цицикар-Маньчжурия наша колонна остановилась пообедать в небольшом пристанционном поселочке. Покормили-то нас хорошо, но вот окружающая нищета аппетит сильно подпортила.
И сам полустанок, и все дома тут строили в пятидесятых годах прошлого века советские специалисты. И, похоже, с тех пор тут ни разу ничего не ремонтировали. Ни газа, ни горячего водоснабжения. Электричество есть, но пользуются им местные жители редко – дорого очень. И это тоже Китай, как ультрасовременные Шанхай или Пекин. Хотя, думается, он довольно скоро окажется в прошлом, если учесть, что еще в начале девяностых годов прошлого века сельское население страны составляло 80%, а сегодня - только 60.
Кстати сказать, этот участок маршрута проходил не по хайвэю (его тут только строят), а по дорогам, типичным для КНР образца тех же девяностых. Участники автопробега немедленно вспомнили отечественную дорожную действительность. Да вот беда - автобан, строящийся параллельно старой дороге, не сегодня-завтра пустят в эксплуатацию, а мы скоростную магистраль до Питера возводим уже больше двадцати лет…
Похожая ситуация и с городским строительством. Ведь еще пять-семь лет назад Маньчжурия мало чем отличалась от соседнего Забайкальска. Только теперь это город-сад, а Забайкальск скоро совсем развалится.
В Маньчжурии автопробег отдыхал после 3000 километров китайской части маршрута сутки. Точнее, занимался шопингом, поскольку этот город – одна большая лавка. Купить здесь можно действительно все, что угодно, и очень дешево. При этом почти везде можно торговаться. И даже нужно, потому как цену практически на любой товар можно сбить процентов на 40-50.
А вот с культурной программой напряженка. Имеется забавный парк отдыха, где стоят небольшие копии всемирно известных российских скульптур – «Рабочий и колхозница». «Родина-мать» с Мамаева кургана, например. И самая большая в мире матрешка ростом с пятиэтажный дом. Пожалуй, и все. Тем не менее, Маньчжурию с туристическими целями посещает по пять миллионов китайцев в год. И никто из них не переходит границу – в Забайкальске кроме танка Т-34, установленного в местном парке (унылая запущенная асфальтированная поляна с загаженным неработающим фонтаном) нет ничего. И никакой «Год российского туризма», в рамках которого, напомню, и проходит наш автопробег, не заставит их это сделать.