Что же мешает шведам выкарабкаться из глубочайшей ямы? Как ни странно бывшие хозяева. Концерн GM отказался от своей скандинавской дочки еще несколько лет назад в момент мирового финансового кризиса. Вместе с Saab тогда «на улице» чуть не оказался еще и Opel. Остальных же, как новорожденных котят потопили в болоте. Среди них оказались марки Saturn, Hummer и Pontiac. Причин на это было множество, но, пожалуй, главной стала «рыночная неопределенность» марок.
Будь на то воля GM, то она закрыли бы и европейские марки, но они находятся под защитой местных властей. Политикам важно не будущее самих компаний, а сохранение рабочих мест. Когда Saab был выставлен на торги на его покупку сразу выстроилась очередь из производителей суперкаров. И если шведский Koenigsegg так и не смог выкупить контрольный пакет акций Saab, то голландскому Spyker это удалось. План был оптимистичный, миссии и философии компаний переплетались своими корнями, а будущее виделось абсолютно безоблачным. Реальность оказалась намного суровее.
В отличии от Opel, шведский Saab не мог похвастаться хоть какой-нибудь рентабильностью, да и сам модельный ряд компании последнее время привлекал лишь ярых фанатов. Правда, шведы ухитрились выпустить две новых модели пару лет назад, но это была больше похоже на агонию. Седан бизнес-класса 9-5 представлял собой глубоко модернизированную Opel Insignia, а 9-4x — Cadillac SRX. Они же и стали камнем преткновения в спасении компании из Трольхеттена. Американцы на отрез отказались продавать Saab китайцам, побоявшись вместе с брендом передать свои технологические наработки. Тем не менее, ранее компании из Поднебесной уже были замечены в сделках по шведской автопродукции. Так в 2009 году компания BAIC купила права на выпуск Saab 9-5 предыдущего поколения.
На это раз в роли спасателя для шведской марки выступил малоизвестный производитель электромобилей National Electric Vehicle Sweden. Об этой компании неизвестно практически ничего. По некоторым данным, она представляет собой своеобразный «мыльный пузырь», созданный в этом году специально для участия в коллизии вокруг Saab. А стоит за ним китайская компания National Modern Energy Holdings Ltd. (51% акций), зарегистрированная в Гонконге. Специализируется она в сфере альтернативной энергетики. Остальные 49% NEVS принадлежат японскому инвестиционному фонду Sun Investment LLC. Чисто юридически американский концерн теперь не сможет возражать против этой сделки. Saab будет передан в руки National Electric Vehicle Sweden, после чего GM уже не сможет помешать китайцам поделить багаж шведского автопроизводителя между собой.
Предварительно сумма сделки равняется $250 млн. Но акционерам предстоит решать вопрос с долгами и прочими выплатами. Они составляют целых $2 млрд., в то время как сумма всех активов завода составляет лишь $500 млн. Так что окупаться Saab будет еще долго. В обойме марки пока лишь три модели, одна из которых все еще находится в стадии разработк. Наработанный годами имидж уже давно канул в историю. Есть у шведов некоторые наработки в области создания электрокаров, однако лидерами в этой отрасли им, конечно, уже стать. Но, поскольку этот рынок пока еще не блещет богатством выбора продуктов, "побарахтаться" на нем в будущем шведы еще очень даже могут.