И эта новинка для родного автопрома и нашего автолюбителя по многим причинам совершенно особенная, даже знаковая. Lada Largus — лицензионное авто на платформе B0 партнера ОАО «АвтоВАЗ» и держателя почти половины его акций альянса «Renault-Nissan». Протип Largus — универсал Dacia Logan MCV R90 (аббревиатура расшифровывается как Multi Convival Vehicle. В переводе и не без французского юмора — многоцелевой компанейский автомобиль). И он действительно такой, этот Largus. Так что и слоган вазовцев, выведенный на борту модели, с которым встретили журналистов, приглашенных на тест-драйв в Самарскую область, на мой вкус, не хуже: «Поехали вместе!».
В пассажирском варианте Largus будет предлагаться еще и в пятиместной версии, а в грузовом — как двухместный фургон. Вообще говоря, модель хорошо вписывается в быстрорастущий рыночный сегмент многоцелевых универсальных авто (MPV), ориентированный на расширяющиеся потребности покупателей. Мировые производители уже давно выискивают и быстро занимают любые, даже небольшие, но еще незаполненные рыночные ниши. Но резоны, следуя которому вазовцы выбрали в качестве первой совместной модели, адаптированный к российским дорогам-бензину и энергично локализованный по комплектующим, универсал Renault R90 были и иные.
«АвтоВАЗ» планирует выпускать 70 000 Largus в год, а при большом спросе, если работать в три смены — и все 90 000. То есть модель не крупносерийная по определению, а универсал проще в производстве, чем седан или хэтчбек. И если по какой-то причине проект не окажется успешным (правда, это трудно представимо, потому как такого крупного и вместительного бюджетного авто в В-классе у нас нет), то коммерческая неудача окажется не столь драматичной, но при этом вазовцы наработают опыт выпуска по-настоящему (по качеству изготовления и характеристикам) европейского авто. Платформа В0 нужна заводу и для выпуска других новых моделей, более массовых, совместно с «Renault» и «Nissan». И под эту платформу на «АвтоВАЗе» создана новая производственная площадка с модернизированной линей сборки, новыми цехами сварки и окраски – все «с иголочки», с новейшим оборудованием ведущих мировых брендов.
Работа с доказавшей свою успешность платформой ВО, запуск Largus — масштабный, повторимся, совместный проект «АвтоВАЗа» и франко-японского альянса, который обеспечит выпуск 350 000 авто в год под брендами «Lada», «Renault» и «Nissan». Проект, который обошелся в 400 млн. евро, принес на завод новые мировые способы организации сборки, качественный контроль по методикам альянса. При этом эти ноу-хау будут применяться и при производстве моделей Lada на других сборочных линях.
Теперь о том, что привнесли вазовцы в Renault R90, когда готовили к производству Largus. Это новый передний бампер, который явно скрасил логановскую угловатость, иной рисунок решетки радиатора, на котором появился заметный фирменный шильдик «Lada». Усилена подвеска, стали иными характеристики пружин и амортизаторов, тормозных механизмов, улучшена антикоррозийная защита кузова – на арках появились накладки, которых не было на Dacia Logan MCV. Картер двигателя защищен 2-миллимитровым стальным листом. Французские инженеры разработали новые калибровки управления двигателем – под российский бензин. Новшества освежили и интерьер: изменились дизайн центральной консоли, козырек над комбинацией приборов. В салоне появились воздуховоды обогрева второго и третьего ряда сидений.
Но, что особенно важно для российского потребителя, на «АвтоВАЗе» в производстdе Largus наконец-то преодолели извечную болезнь советского автопрома, выведя на европейский уровень качество изготовления, сборки автомобиля (строжайшее соблюдение заложенных по проекту технологий, контроль процесса сборки специалистами «АвтоВАЗа» и «Renault») и качество автокомпонентов. Совместно с французами здесь провели аудит поставщиков: они допускались к тендеру только если их продукция соответствовала требованиям альянса. Завод помогал производителям компонентов и в проектировании, и с контрольной оснасткой, и во многом другом (даже в организации СП с зарубежными фирмами). В итоге к поставкам были допущены только те узлы, детали, агрегаты и другие комплектующие, которые прошли обязательные испытания по методике «Renault». В дальнейшем эти поставщики будут работать не только на «АвтоВАЗ», но и на альянс, а это дорогого стоит. С другой стороны, именно локализация производства автокомпонентов (сейчас — на 50%, в дальнейшем — до 72%) позволила сделать Largus дешевле Dacia Logan MCV – от 349 000 до 450 000 рублей.
Теперь о том, каков Largus. Он больше, чем просто универсал. Его размеры (длина – 4473 мм, ширина – 1740 мм, высота – 1640 мм, база – 2905 мм, клиренс — 160 мм) говорят о том, что перед нами самый крупный представитель В-класса на российском рынке. Он похож, скорее, на «американца» 90-х, чем на «европейца». Возможно, именно поэтому Logan MCV — не самая популярная модель в Старом Свете. Но именно поэтому должен прийтись по вкусу россиянам.
На тест-драйве были представлены семи- и пяти местные Largus в самой дорогой комплектации. Движки от «Renault» соответствуют стандартам «Евро-4» – 105-сильные 16-клапанные объемом 1,6 л (в продаже можно будет найти и более дешевый 8-клапанный в 84 л.с.). КП 5-ступенчатая механическая. Кстати, третий ряд сидений легко снимается, а второй сдвигается и складывается (разрезная спинка в соотношении 1/3 + 2/3), отсюда и гигантский объем багажного отделения: от 135 до 2540 л. А в различных полочках (в семиместной версии есть и под потолком между первым и вторым рядом сидений), «бардачках», карманах — еще 54 л. В пятиместной версии, «как у людей», багажник закрывается съемной сворачивающейся створкой.
Интерьер — несколько подправленный рационально-бюджетный «логановский», оживленный серебристыми окантовками, накладками и вставками. Кнопка сигнала — на рычажке поворотника, тумблер управления стеклоподъемниками — на центральной консоли, привода зеркал — под «ручником» («реновская» раскладка, не сразу и привыкнешь). А вот удобные, регулируемые и по высоте кресла водителя и переднего пассажира явно лучше «логановских», хотя и с небольшой боковой поддержкой (ведь не спорткар, однако): наклон спинок подгоняется не ступенчато, а плавно, у водителя регулируется поясничная поддержка. Во втором ряду просторно для троих взрослых, и даже в третьем вполне комфортно для двоих мужчин нормального роста и комплекции. В салоне потолок не давит, если не в цилиндре, то в шляпе ездить можно вполне. Очень пригодится «в хозяйстве» и двустворчатость задней распашной двери, как и скобы на полу багажного отделения для крепления груза.
Несколько слов о комплектациях модели. Они опять-таки бюджетные. У 5-местной версии в комплектации «Стандарт» 8-клапанный двигатель, подушка безопасности водителя, иммобилайзер, регулировка рулевой колонки по высоте, 2 крепления ISOFIX, опционно подушка переднего пассажира, центральный замок, ГУР, окраска «металлик»; в «Норма» АБС с электронной системой распределения тормозных усилий, усилитель экстренного торможения, тонированные стекла, ГУР, электроподъемники передних стекол, опционно подушка безопасности переднего пассажира, противотуманные фары, 15” литые диски, рейлинги на крыше, аудиосистема); в «Люкс» 16-клапанный двигатель, центральный замок с дистанционным управлением, защитная накладка порога, электроподъемники задних стекол, ЖК-дисплей, опционно боковые подушки безопасности, кожаная оплетка руля, аудиосистема, кондиционер.
А теперь поедем. Сначала погоняли-придавили по испытательному треку «АвтоВАЗа», потом нам предложили 400-километровый маршрут вдоль левого берега Волги в излучине Самарской Луки. И по городу, и по шоссе, и по дороге с горным с серпантином, и немного по проселку.
С первой сотни метров тяжелый Largus (снаряженная масса больше 1,2 т) демонстрирует неплохую динамику, разгон до «сотки» за декларированные 13 с, что неплохо для семейного «линкора». Правда, непривычен очень длинный ход педали сцепления, надо привыкнуть. При всех манипуляциях короткоходная КП работала достаточно четко.
Разгоняемся с педалью «в пол»: добираемся до 180 км/ч при заводском ограничении в 165 км/ч. Однако поcле 125 км/ч движок с коробкой стали звучать излишне громко, да поток воздуха прибавил звука (что, правда, неудивительно при коэффициенте аэродинамического сопротивления этой «волжской ладьи» в 0,419 и площади фронтальной проекции в 2,38 м2). Тем не менее, на мой взгляд, можно подумать об усилении звукоизоляции моторного отсека и, быть может, изменить аэродинамический профиль защиты картера. Заметим, что и на максимальной скорости автомобиль вел себя спокойно, достойно, уверенно держал направление и без особого напряжения позволял менять полосу движения. В целом, и это показала езда по трассе и по городу, «реновский» моторчик, который, к слову, скоро станут собирать на «АвтоВАЗе», весьма эластичен: по началу вроде бы нехватает тяговитости, но раскрутив до 4500-5000 оборотов, он тянет «по взрослому».
А как работает рулевое управление? На 90-120 км/ч резко меняем направление движения. Удается легко, хотя обратная связь немного теряется, с весьма небольшим боковым креном. Совсем неплохо. А если добавить экстренное торможение? И снова Largus предсказуем и цепко держится за трассу всеми четырьмя колесами. Да и «змейку» на полигоне рулевая отрабатывает нормально. Длинный кузов как бы нейтрализовал то, что машина переднеприводная, никаких стремлений к заносу. На трассе нашли проселок с ямами, песочными холмами и наезженной колеей, которую несколько раз специально преодолевали поперек. И снова энергоемкость подвески с уверенным подхватом в нужных местах двигателя вытаскивала неповоротливый с виду Largus, он работал словно кроссовер, с оценкой «отлично». Особо отметим: никаких скрипов, всхлипов внутренней обшивки и панелей — инженеры «Renault» все проложили битопластом, порой он еще вылезает из щелей (легко устранимая «детская» болезнь» первых машин), но скрипов-то нет!
Короче говоря, Lada Largus очень достойный, надежный, крепко сбитый автомобиль, полностью отвечающий не только своему назначению, объявленным потребительским свойствам, но и соответствующий европейским требованиям качества. На мой взгляд, он придется ко двору и будет радовать многих российских автолюбителей и корпоративных клиентов, ему прямая дорога в такси. В нем есть та самая философия «АвтоВАЗа»: реальные машины для реальной жизни.
…Когда нас везли на полигон, то в автобусе показали промо-фильм. В нем были такие горькие слова про «АвтоВАЗ»: «Этот завод строили всей странной, хоронили – всей прессой…» Завод выжил.