6120

Пуп земли русской

«Автопробег «Москва-Пекин-2012» увидел, географический центр России по сибирской версии
Вообще-то географический центр нашей родины находится в Эвенкийском районе Красноярского края, что на восточном берегу озера Виви — именно там и установлен соответствующий памятный знак. Но по неведомой нам теории, местные жители считают иначе.
Поделиться
Изображение Пуп земли русской

По их версии часовня Николая Чудотворца, восстановленая в 1993 году к столетию Новосибирска, и есть центр России. Но это, похоже, маркетинговый ход, чтобы привлечь туристов. Хотя путешественникам и без того есть, на что посмотреть в городе.

Если вы, в отличии от нас, автомобилистов, добираетесь до столицы Сибири поездом по известному на весь мир Транссибу, то Новосиб показывает себя во всей красе прямо с перрона: огромное здание вокзала «Новосибирск Главный» — один из символов города, шедевр предвоенной архитектуры. Город динамичный, богатый, но по личным ощущениям человечный и удобный для жизни, поэтому идея переноса столицы из Москвы за Урал для местных жителей кажется не утопией, а вполне разумной перспективой. Да и вообще здесь много «самого-самого»: самая большая в России (по крайней мере, до открытия реконструированного Большого театра) театральная сцена, самый длинный в мире метромост, самый длинный в мире прямой проспект.

Как мы уже рассказывали, город встретил нас «пробками». Так что если вы не хотите терять время на автостояние, следует отправиться на пешую прогулку, тем более что многие достопримечательности в основном сконцентрированы в центре. Еще можно воспользоваться местным метрополитеном: он насчитывает 13 станций и 2 ветки, является первым и единственным в Сибири. Подземка здесь очень мелкая, отчего, по слухам, в городе стараются не устраивать парады с тяжелой военной техникой.

Центральной улицей Новосибирска считается Красный проспект, здесь находится и собор Александра Великого, и Новосибирская филармония. Неподалеку - величественный театр оперы и балета: гигантское сооружение, накрытое куполом, что делает его похожим то ли на огромную мечеть, то ли на обсерваторию, то ли на все разом, а местные называют его Колизеем — из-за мощной колоннады.

Отдельно стоит остановится на памятнике отца революции: он, в отличии от множества других, групповой — сам Владимир Ильич стоит в длинном плаще, рядом с ним пять человек в решительных позах и с оружием в руках: новосибирские остряки окрестили Ленина «Бэтманом», а всю композицию — «бандой Лысого» или «группой захвата».

Стоит рассказать о некоторых местных особенностях: во-первых, ударение в словах «обское» или «обской», которое по всем правилам русского языка приходится на первый слог, здесь предпочитают ставить на второй (пусть даже в вагонах метро и висят плакаты из серии «Учим родной язык»), во-вторых, будьте осторожны 7 июля в день празднования Ивана Купалы — жители Новосиба могут окатить водой туристов просто так, по своей доброй традиции, а совсем не со зла.

Не забудьте посетить единственный (может быть, где-то и еще есть подобная выставка, но если вспомнить про новосибирское «самое-самое»...) в России музей Солнца, расположенный в Академгородке (Новосибирск — город молодой, поэтому здесь просто огромное количество учебных заведений), где выставлены около 2000 экспонатов, посвященных земному светилу и окружающему его культу.

Ну а для тех, кто интересуется различной техникой, особенно железнодорожной, просто обязателен поход в местный музей на станции «Сеятель». Около 150 (кстати, в отличном состоянии) экспонатов расположились прямо под открытым небом: здесь выставлены все виды железнодорожной техники, исторической и современной: паровозы, электровозы и поезда, вагоны — от почтовых до специальных для заключенных. В основном это техника, работавшая на дорогах Западной Сибири: основу музея составили машины, скопившиеся в депо НИИ железнодорожной техники. Потом экспонаты для музея стали собирать специально. В последние годы к паровозам и дрезинам добавилась коллекция автомобилей, которая стоит в самом конце путей. Особенное место в экспозиции занимает хирургический вагон времен Великой Отечественной — он разделен на несколько комнат (палата с нарами в три яруса; помещение, где раненых готовили к операции, и сама операционная). По рассказам хранителей музея, окровавленных раненых обмывали водой, которая текала в сливную яму под вагоном — эта деталь оживляет военную историю: после Победы ее ни разу не открывали, и там навсегда остался живой — а если точнее, мертвый — запах крови и страданий. Особенно сильное впечатление это обстоятельство производит на немецких посетителей музея. Хотя в целом музей ни в коем случае не мрачный. Разноцветные паровозы возвращают взрослых в детство: а здесь они самые что ни на есть настоящие.

…Ну а наш экипаж, поменявшись рулями с новым «поступлением» коллег, завершил второй этап «Автопробега «Москва-Пекин-2012»: за ту неделю, что ехали из Иркутска в Новосибирск, мы получили новые эмоции и впечатления, стали своего рода командой, которой теперь по плечу не только подобные маршруты, но и более серьезные свершения.