5710

Назад, в 90-е?

FIAT все еще рассчитывает на что-то в России
В 90-е годы признаком бизнеса в нашей стране были пейджеры, мобильные телефоны размером с армейскую рацию (стандарт NMT-450, кто его сейчас помнит?) и умение во-время бросить на людях фразу «продавай два вагона». Анекдот того времени — бизнесмены договорились о сделке, ударили по рукам, после чего один пошел искать товар, второй — деньги...
Поделиться
Изображение Назад, в 90-е?

О том, что наша страна с тех пор сильно изменилась, судя по всему, не знает только FIAT. Ему до сих пор кажется, что малиновый пиджак, Marlboro в нагрудном кармане и обещание завтра построить по заводу под каждым кустом позиционируют его, как достойного представителя бизнеса, а не потерявшегося во времени «разводилу». И сегодня подобная неосведомленность о стране и ее состоянии вспыхивает лишь у выпущенных на свободу «братков», севших за рэкет в 90-х и вышедших сейчас в новую реальность, осознать которую, в легкий промежуток между отсидками, они просто не успевают.

Находясь в кризисе последние 15 лет, FIAT не до конца верно оценил Россию наравне с Турцией и мечтательно предположил, что сумеет быстро (и в основном за чужой счет) наладить выпуск дешевых, беспомощных и сильно устаревших моделей для нищего и потому непритязательного населения. Первый заход был в альянсе с ГАЗом, пребывавшем в еще более суровом кризисе, чем итальянцы и точно так же мечтавшем о чужих деньгах. СП «Нижегород Моторс» в 1999 году похоронило проект, но не мечты. FIAT перегруппировался и, как Остап Бендер в поисках Саши Корейко, отправился на поиски следующего Золотого Теленка. Но и ставка на Соллерс себя не оправдала. Машины позавчерашнего дня опять оказались никому не нужны, а получать деньги от Соллерса умеет только налоговая.

О том, что репутация FIAT в России не позволяет рассчитывать на серьезное партнерство и кроме намерений о плохих машинах желательно иметь деньги и более точные оценки состояния страны, ее экономики и тем более пристрастий населения, итальянцы не догадались до сих пор и продолжили прежнюю стратегию, в 90-е называвшуюся «распальцовкой».

Но сильно поиздержавшись в трениях с частным капиталом, FIAT все же поднялся на следующую ступеньку и пошел договариваться с правительством. Серьезным довеском в защиту мокрой репутации он бросил любимый русскими во все времена «Jeep» и получил право построить завод по устаревшему договору о производстве грузовиков, срок действия которого истек несколько лет тому назад, не будучи реализованным. Ради «джипов» правительство закрыло на это глаза и разрешило искать площадку и деньги, которых, как всегда, у итальянцев с собой не оказалось.

Накинув малиновый пиджак с таким расчетом, чтобы был виден пейджер и пачка Marlboro, FIAT поехал по стране договариваться. В итоге выбрал площадку под Санкт-Петербургом, а в инвесторы привлек главного участника провальных проектов автомобилестроения - «Сбербанк».
«Накрыть поляну» в связи с очередным подписанием все того же договора о строительстве завода FIAT собирался в рамках Петербургского международного экономического форума. По данным одной из сторон, у итальянцев закончился картридж в ленточном принтере и текст остался не согласован, посему подписание отложено до лучших времен.

Учитывая, что Серджио Марккионе огорчил Европу сокращением обещанных инвестиций на полмиллиарда евро, есть достаточные основания полагать, что речь шла как раз о деньгах под русский проект.

В итоге получается, что итальянцы, как это они делают в нашей стране с 90-х годов, опять отправляются искать деньги... Но в этот раз никто не торопится искать под них еще и товар. Времена уже не те...