Обе машины сделаны с максимальным размахом компетенции и каждая, хотя и по-своему, демонстрирует, на что именно мы способны в столь противоположных классах автомобилестроения. При этом между машинами нет почти ничего общего. Они построены по разным канонам, для разных целей и в разных странах. При этом Granta хотя бы родилась в России и собрана из наших деталей, а в Marussia нет ни одной отечественной железяки, мотор у нее от «Cosworth», а сама она еще недавно была принадлежностью британской команды «Virgin Racing» (первое название команды — «Manor Motorsport»). Ожидалось, что покупка акций этой конюшни станет «символом… уверенности в своих силах и вдохновения для всех россиян». И вправду, чего бы не поверить в силы страны и ее народа после такой покупки? Вот если бы смастерили машину для «Формулы-1» своими руками, как это было в 1968 году с «Москвичом» Г-5, то может и не стали бы верить, гордиться, надеяться, а тут купили иномарку, назвали ее вроде бы по-русски, чем не повод выдохнуть и перестать нервничать по поводу того, заведется ли машина, поедет ли, не сломается? Раз иномарка, значит все будет хорошо, срочно все уходим гордиться, Коля – наливай! Хотя наш Г-5 отлично заводился, ездил, побеждал и устанавливал рекорды. В любом случае, на сегодня именно самозваная русская машина Marussia формально взгромоздилась на пьедестал совершенства, обозначив полюс технической мысли и верх компетенции. Другой полюс технической мысли, нижний ее уровень, заслуженно заняла Granta. Ее удел – примитив для непритязательных или неудачливых. И если рядом с Marussia модно сфотографироваться, то о Granta лучше помалкивать. Marussia хвастаются. Granta стыдятся. На Marussia достигают. На Granta преодолевают. Для Marussia медали, для Granta мешки с картошкой.
Но при всей невиданной разнице, общее у машин есть — они обе не заводятся. Granta опозорилась перед В.Путиным, когда генеральный директор АвтоВАЗа И.Комаров отчитывался машиной перед властью. Тогда она никуда не поехала, обнаружив в конструкции электронную педаль «газа». В мире такая педаль машине не мешает ни заводиться, ни ехать, а в русском исполнении помешала на всю страну.
Marussia заехала в Россию показаться всем этим иностранцам на Красной Площади и, как и полагается достижению отечественного автопрома, заглохла и никуда не поехала. Патриоты технической поддержки укатили ее в ремзону гордиться, верить и вдохновляться.
Но ведь все хорошо закончилось. И Granta как-то по стране ездит и вроде бы заводится. И Marussia завелась и все же проехала перед заграницей, ну, в смысле, перед соотечественниками… два полюса, два автомобиля, два разных уровня техники и технологий, а общее в них мы уже имеем!