Этот городской автомобильчик хорошо известен и в России, он даже официально продавался у нас до 2009 года. Но, увы, этот год стал для производителя одним из самых неудачных в истории — чистый убыток концерна составил 838 млн. евро. А в следующем году и российский партнер (компания «Sollers») подставил итальянцам подножку, достаточно неожиданно отказавшись от сотрудничества. Короче говоря, FIAT был вынужден уйти и из России. И с легковой, и с коммерческой линейкой своих машин.
И вот — второе пришествие марки. Сейчас у нас продаются легковые FIAT 500, Punto и фургон Doblo Panorama.
В принципе, подробно останавливаться на этих моделях смысла нет — все они хорошо известны российскому автолюбителю. Итальянцы не стали особо заморачиваться, возвращаясь на фактически потерянный ими рынок. И в связи с этим возникает главный вопрос: как и за счет чего они собираются здесь закрепиться?
Ведь если говорить о том же, почти культовом FIAT 500, то стать владельцем этого городского авто согласилось бы значительное число молодых людей в возрасте лет аж до сорока. Модель мало того что вполне себе имиджевая (что для России имеет чуть ли не главное значение при выборе транспортного средства), но и крайне функциональная. Смешные габариты (в длину всего 3,5, в ширину — 1,6 метра) гарантируют фактически беспроблемную парковку в любом месте мегаполиса (и это при удивительном просторе для седоков, когда формула «внутри больше, чем снаружи» отработана на все сто процентов). Силовые агрегаты — что объемом 1,2 л (69 л.с.), что более мощный 1,4 л (100 «лошадок») — позволяют совершать рискованные маневры, да и просто чувствовать себя и в городском трафике, и на загородной трассе более чем уверенно. Если говорить о последнем, то разгон до «сотни» за 10,5 секунды и «максималка» в 182 км/ч говорят сами за себя. При этом расход топлива не отяготит даже студенческий бюджет (в смешанном цикле чуть больше пяти литров на «сотню» у более слабого и фактически шесть литров у агрегата помощнее). При этом и механическая, и роботизированные коробки (устанавливаются в зависимости от комплектации) опытному водителю подарят настоящее удовольствие, а начинающей рулить блондинке просто не доставят никаких проблем.
Впрочем, кого особенно интересуют ходовые качества этого чуда на колесах? Все-таки изюминка машинки — в экстерьере и интерьере. Подчеркнутый минимализм ретродизайна — вот главная фишка FIAT 500. Это как раз тот случай, когда из салона просто не хочется выходить, получая удовольствие от созерцания всех этих наплывов, выштамповок, цветовых решений, форм и линий. (Я бы, кстати сказать, собираясь купить этого «итальянца», однозначно отдал бы предпочтение модификации с пакетом GUCCI: хромированные элементы отделки переднего бампера, рукоятки дверей, молдинг на капоте, наружные зеркала, бедж, молдинги, стикеры, брелок, коврики, накладки на пороги…) Короче говоря, автомобиль и для студента, и для мажора, и для молоденькой домохозяйки, и для офисного клерка. В общем, все для того, чтобы стать хитом продаж. Особенно если учесть, что и конкурентов-то у «пятисотки», по сути, нет. Ну MINI, ну Citroёn DS3… Хотя сравнения эти, учитывая различные тактико-технические характеристики, весьма условны, все перечисленные авто объединяют уже упомянутые дела имиджевые, пафосные.
Так в чем же дело, почему продажи FIAT 500 не впечатляли ни в годы благоденствия, ни во вполне еще благополучные посткризисные времена? Увы, но производитель наступает все на те же грабли. Практически не вкладываясь в дилерские сети, не заморачиваясь сколько-нибудь серьезной рекламной кампанией, так и не создав российского сборочного производства, он и не подумал завлечь потенциальных клиентов (вполне, повторюсь, многочисленных) даже ценой. И при первом появлении на рынке, и сейчас легендарный Сinquecento (в переводе с итальянского — «пятьсот») стоит слишком больших для себя денег (и здесь уже ТТХ конкурентов имеют серьезное значение). Сегодня, скажем, самая интересная его модификация обойдется любителю пофорсить в 779 000 рублей, а простенькая комплектация Pop — в 552 000 «деревянных».
Похожая ситуация, кстати, складывается и с FIAT Punto. Ценник (да и ходовые особенности) от 550 000 до 655 000 рублей ставит его в один ряд c Mazda2, Ford Fiesta, VW Polo. Автомобилями, как и FIAT, полностью импортируемыми, а значит, находящимися в заведомо проигрышном положении по сравнению с собираемыми в России. Да и менталитет россиянина, любящего побольше «железа», уводит его в сторону — к схожим по стоимости, но более солидным Ford Focus, новым KIA Rio или Hyundai Solaris. И итальянцев, жаждущих реванша, вряд ли успокоит тот факт, что конкуренты Punto (и даже Polo) реализуются у нас так же вяло…
И ценовой вопрос не смогут поправить ни принадлежащий итальянцам «Chrysler», российскому подразделению которого поручено реанимировать продажи FIAT в нашей стране, ни переподписанные соглашения с прежними «соллеровскими» (растратившими «фиатовскую» квалификацию и «заточку» на увеличение продаж) 108 дилерами. Что, в общем-то, довольно обидно — итальянские модели заслуживают самой высокой потребительской оценки…