4182

Классика жанра

Вышел пятисотый номер газеты «Авторевю»
500 выпусков за 22 года. «Авторевю» – эталон. Газета придала осмысленные черты отечественной автомобильной журналистике. А на самом деле – именно это издание сформировало всю современную автомобильную прессу страны.
Поделиться
Изображение Классика жанра

Нет, своя автомобильная пресса у нас имелась и до «Авторевю». С 1928 года выходит журнал «За рулем». В СССР это было лимитированное издание по подписке по 60 коп. за номер про увлекательную жизнь ДОСААФ, планы заводов по освоению стали, интервью с передовиками соцсоревнования, оппортунистической рубрикой Льва Шугурова «В мире моторов» и советами бывалых о ремонте машины своими безграничными силами. Еще выходила с 1929 года никому неизвестная газета завода ЗиЛ «Московский автозаводец», существовала газета таксистов «За доблестный труд» в последствии переименованная в «Московский автотранспортник» и на АЗЛК печаталась своя многотиражка «За советскую малолитражку!», которая наравне со статьями об освоении гипоидного моста вкрапляла информацию о существовании автомобилей за пределами заводского забора.

А потом внезапно грянула перестройка и, как удивлялся удалившийся в Америку Сергей Довлатов, «каждый желающий получил право издавать свою газету». Первым серьезным заходом на тему автомобилей стала газета «Клаксон» (1990), но за год вышло всего четыре номера. А стартовавшая в тот же год «Авторевю» пошла ритмично, с набором тиража, аудитории и тематических оборотов, распространилась по стране и выплеснулась в республики и не останавливаясь существует 22 года.

Михаил Подорожанский, основатель, идеолог и главный редактор газеты, первым в стране начал тестировать автомобили, создавать методику оценок, сформировал экспертную группу из профессиональных испытателей Анатолия Карпенкова, Александра Дивакова и Сергея Воскресенского и поставил под сомнение безупречность иностранных автомобилей, не говоря уже об отечественных. В голодной стране до Подорожанского никому в голову не приходило, что машина может быть плохая, сырая, недоделанная, недодуманная и вовсе не замечательная. Нам годилась любая. Увидеть истину – так вопрос не стоял. Критика? Это же недопустимо! Оценка и экспертное мнение? Не утомляйте нас подробностями, дайте просто ездить…

Подорожанский всегда знает свой следующий шаг и стратегию, выстраивает развитие издания на годы вперед. Его газета сама создает информационные поводы, формирует постулаты профессии автомобильного журналиста и определяет эталоны в работе. «Авторевю» идет с таким отрывом, что за ней не успевает никто, хотя вся без исключения автомобильная пресса России – это движение по ее следу, копирование, подражание и переосмысление их работы. Экспертные группы вслед за «Авторевю» себе завели все издания. Ставшая отправной точкой работы управляемость и плавность хода теперь считается главными параметрами автомобиля. И если бы Подорожанский в 1988 году познакомился не с испытателями из лаборатории управляемости и плавности АЗЛК, а, например, с ребятами из отдела ресурсных испытаний, то сейчас вся отечественная автомобильная журналистика катала бы машины на ресурс. За эти 22 года газета стала учебником по профессии для автомобильных журналистов. Как только Подорожанский открывает у себя новый подход к тестированию машин, по остальным изданиям возникают цитаты. После прихода в редакцию молодых гонщиков, вся страна с отменным рвением определяет «уверенный ноль в руле», если в газете Подорожанского четкость переключения передач сопоставляется с винтовочным досыланием патрона, тут же по разным публикациям конкурентов выскакивает это же оружейное сравнение. Но самая масштабная мина от «Авторевю» – недостаточная и избыточная поворачиваемость. В других изданиях с ней никто так и не разобрался, но попытки авторитетно поучать свою аудиторию случаются до сих пор.

Причина успеха – изначально заложенная в издание инженерная составляющая. Вместо общих слов и любования собой на фоне Mercedes, журналисты «Авторевю» знают тему и умеют ее подать. При этом формирование автомобильной прессы страны «Авторевю» одолела быстро, за четыре-пять лет, то есть на рубеже первой сотни номеров, остальные четыреста – профессиональный рефрен качественной работы, отличающейся стабильностью, что одинаково важно и читателям, и авторам.