Нацелились голландцы ни много, ни мало на сумму, практически равную прибыли американского концерна за первое полугодие текущего года. Это очень серьезные деньги. Для самого же «Spyker» – и вовсе фантастические, поскольку за первые шесть месяцев 2012-го там потеряли 1,4 миллиона евро, выручив при этом чуть больше 100 тысяч у.е. все в той же общеевропейской валюте. И такое положение дел, по мнению руководства компании, есть следствие чуть ли вредительской деятельности GM, заблокировавшего сделку с китайским инвестором, с помощью которой европейцы планировали спасти агонизирующий SAAB.
Стоит заметить, что американцы всегда крайне негативно смотрели на перспективу участия китайцев в судьбе шведской марки. Заполучив в собственность SAAB (заплатив за это 75 миллионов долларов), «Spyker» взял на себя еще и некоторые обязательства. В основном это касалось персонала, тем не менее, соглашение предусматривало сохранение за GM прав на технологии и платформы, которые были переданы шведскому производителю, когда тот еще числился в составе дружной американской семьи.
И опасения концерна по поводу возможных утечек из SAAB, разумеется, были отнюдь не беспочвенными: китайцы, как известно, всегда не прочь разжиться чужим добром, тем более, по бросовым по их меркам ценам, предложенная же «Спайкером» схема сотрудничества предполагала не только финансирование шведского производства, но и доступ к интеллектуальной собственности. Заполучить ее официально китайцы бы не смогли, так как речь шла о кредите, который бы был конвертирован в акции компании после того, как она полностью отойдет от использования «джиэмовских» технологий (с последующим созданием СП). Тем не менее, уверенности в том, что спецы из Поднебесной не доберутся до них еще на стадии «кредитования», у американцев, естественно, не было, как, собственно, и рычагов для того, чтобы пресечь какие бы то ни было посягательства. В итоге, сделка была заблокирована.
Впрочем, причины, побудившие руководство GM пойти на столь радикальные меры, чуть глубже, чем кажутся на первый взгляд. Их основная стратегическая цель на сегодня – китайский рынок. Но, поскольку, набрать вес в Поднебесной можно лишь за счет организации локальных производственных мощностей (при непосредственном участии представителей местного автопрома), вопрос об эксклюзивности внедряемых туда технологий в данном случае стоит куда более остро, чем просто защита своей интеллектуальной собственности, это вопрос развития бизнеса, причем даже не на годы, а на десятилетия.
С другой стороны, к моменту своей официальной «смерти» SAAB уже обладал некоторыми собственными (не «джиэмовскими») наработками, которые, в частности, позволили бы марке выпустить новое поколение модели 9-3 (автомобиль планировали строить на собственной платформе, презентованной на концепте SAAB PhoeniX в марте 2011 года). Этот факт, кстати, является одной из основных претензий «Spyker» к американскому концерну, сумма же иска основывается на ожидаемой прибыли партнеров, которую бы они могли получить за пять лет сотрудничества. Впрочем, по оценкам специалистов, серьезных перспектив это дело не имеет. Кровь американцам голландцы, конечно, попортят, поскольку судиться придется не сколько лет, тем не менее, возместить упущенную выгоду они вряд ли сумеют, поскольку подобные суммы требуют более весомого обоснования, чем предполагаемая прибыль.