Согласно документу, допустив одну ошибку, гражданин должен будет ответить на пять дополнительных вопросов, а если две — то на десять. Экзамен считается не сданным, если человек неправильно ответил на три вопроса основного задания и на один и более вопросов дополнительного. И с учетом дополнительных вопросов время экзамена может растянуться на 30 минут.
Мотив разработчиков документа вполне понятен — усложнением правил сдачи экзаменов они хотят не допустить на дороги не разбирающихся в ПДД людей. Однако можно ли таким образом достичь поставленной цели? Опрошенные нами эксперты, занимающиеся проблемами безопасности дорожного движения, в один голос утверждают, что нет.
По их мнению, даже автомобилист с 30-летним стажем абсолютно безаварийного вождения не вспомнит, если его проэкзаменовать, и десятой части пунктов Правил. При этом он безавариен потому, что в процессе езды пользуется исключительно здравым смыслом. И при любом сомнении в правомерности и безопасности того или иного маневра, просто-напросто отказывается от него. Из ПДД же он помнит только основные и действительно важные пункты, говорящие, например, о приоритете проезда (уступи дорогу, главная дорога, одностороннее движение и т.д.) и дорожных ограничениях (скажем, обгон запрещен).
Кроме того, нельзя забывать, что большинство ДТП происходит всего лишь по четырем причинам: нарушение скоростного режима, несоблюдение дистанции, непредоставление преимущественного проезда, неправильный обгон. Но экзаменационные билеты не позволяют выяснить, насколько адекватно человек представляет себе эти действия в реальной ситуации.
И не случайно, наверное, что в одной из самых моторизованных стран мира — США — ПДД вдвое короче наших и носят при этом больше рекомендательный характер.
Другими словами, ужесточив правила сдачи на «права», гаишники придумали себе лишнюю работу, которая к дорожной безопасности не имеет никакого отношения. Зато, как водится, имеет явную коррупционную подоплеку: чем жестче и сложнее правила, тем дороже стоит услуга по их «левому» обходу.