Причиной роста традиционно называется осенний рост потребления топлива. Мол, россияне возвращаются из отпусков и начинают отчаянно ездить на своих авто. Из года в год повторяя эту «скороговорку», пиарщики топливных монополистов и госчиновники свято верят в тупость «окучиваемого электората». Неужели до сих пор он, электорат то есть, свято верит, что у большинства жителей нашей страны отпуска составляют по три месяца и выпадают они у них всех строго на летний сезон!
Если послушать «песни топливных королей», то все мы хором слезаем с машин в июне в связи с началом отпуска, а в конце августа не менее дружно возвращаемся за баранки и начинаем ездить на работу, создавая повышенный спрос на топливо. Идиотическая картина, не правда ли? Но нефтяно-чиновничье сознание она совершенно не коробит.
Второй жупел, ссылками на который «эксперты топливного рынка» объясняют плановое осеннее подорожание – начало уборочных работ на полях страны. При этом как-то остается за скобками тот факт, что вся сельхозтехника уж давным давно на солярке работает. И на нее спрос (может быть!) действительно слегка повышается по осени и, соответственно, цена. Скажите тогда: почему при этом еще и ценники бензина на заправках растут? Или комбайны и трактора по осени внезапно начинают «жрать» исключительно 95-й?!
Однако уважаемая госгазета на голубом глазу цитирует исполнительного директора Топливного союза Григория Сергиенко: «Мы оцениваем этот сезонный рост в 15% по сравнению с остальными месяцами года. Потребление бензина увеличивается, а это поднимает цены вверх». Как убедительно звучит, не правда ли?
Еще одной причиной запланированного роста цен на топливо сей «ответственный пиджак» называет дорожащую на мировых рынках нефть. Это еще один отлично отработанный куплет «Баллады о дорогом бензине». Ведь сама же «Российская газета» буквально пару недель назад писала, что с начала года производство автомобильного бензина выросло в России до 22 миллионов тонн, а экспорт российской нефти сократился до 140 миллионов тонн, о чем свидетельствуют отчеты Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса Минэнерго.
«Сокращение экспорта нефти обусловлено в первую очередь стагнацией европейской экономики. Производство там не растет, соответственно потребность в российских энергоносителях падает, – полагает президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. То есть наш бензин, хоть и следует в цене за нефтью, в Европе не особенно то и нужен, – ибо кризис там.
Судя по всему, именно в этом и кроется истинная причина повышения цены на топливо. Нефтяники и государство, видимо, поступают по следующему принципу: если падают нефтяные доходы на внешнем рынке, надо поглубже залезть в карман к своим гражданам – повысить цены на топливо в стране. При чем тут государство, спросите вы? А очень даже «при том»: лишь около 10% в розничной цене бензина составляет стоимость самой нефти. Львиную долю от остальных 90% забирает себе государство в виде налогов и акцизов, и еще нефтяникам остается на бутерброд с маслом и икрой! И не надо нам опять про всякие «объективные осенние подорожания» воду в уши лить...