Затея под громким названием «Кортеж» предполагает за сумму в один миллиард евро разработку собственной платформы, дизайна и формирование компонентной базы. Причем главными исполнителями отечественным бюрократам видятся ГАЗ и ЗиЛ, некогда выпускавшие правительственные лимузины под названием «Чайка» и ЗиЛ.
Конечно, было бы здорово видеть г-на Путина в салоне российского лимузина, а не чуждого Mercedes, уже на следующих перевыборах. Особенно если учесть, что лидеры приличных стран рассекают исключительно на продукции домашних автоконцернов. Но вряд ли сподобимся. Ведь озвученная сумма сразу наводит на мысль, что деньги выделяются на строительство очередных вилл в экзотических странах или пополнение оффшорных счетов, а не проектирование и производство отечественного суперлимузина. Потому как в цивилизованном мире на создание новой машины с нуля (от идеи до подготовки производства) автостроительные компании при их инжиниринговом и технологическом совершенстве, дизайнерской школе тратят от трех до пяти миллиардов долларов.
И не забывайте при этом, что в России ничего подобного никогда не имелось. Без малого столетняя история российского автопрома знает, пожалуй, только две исключительно собственные разработки — дореволюционный Руссо-Балт и советскую «Ниву»! Все остальные марки и модели — кондовое «переосмыслевание» иностранных образцов, где главный упор делался на максимальном обходе международного патентного права. И даже наши «чайки» и «зилы» в корнях имеют стопроцентных американцев от фирмы «Packard Motor Car».
К тому же если учесть, что и ГАЗ и ЗиЛ уже больше десяти лет не выпускают ничего подобного, а оборудование если и осталось, то безнадежно устарело и реанимации не подлежит, говорить вообще не о чем. При этом ссылки на то, что тот же ЗиЛ пару лет назад ухитрился изгтовить мелкосерийную партию машин для одного из парадов, то и тут нас ждет жестокое разочарование. Тогда по Красной площади раскатывали кабриолеты, несущие на «тележке» от Chevrolet Suburban кузова, на скорую руку «скроенные» из аутентичных деталей, в спешном порядке разысканных чуть ли не по частным гаражам! Не мудрено поэтому, что ЗиЛ вот уже второй год толком не откликается на предложение управления делами президента о разработке автомобиля для первых лиц. Нечем откликнуться-то. В том числе потому, что и кадры утрачены, и система их подготовки. И это касется всей цепочки — от конвейерного рабочего до офиса главного конструктора.
А компоненты? Сегодня это главная головная боль не только для исконно отечественного автопрома, но и для иностранцев, собирающих у нас в стране свои модели. Им скоро максимально локализировать производство — да кроме ковриков и «дворников» приличного продукта на российских просторах не сыскать…
Но, предположим, страна найдет и средства (хотя, исходя из наших откатно-распилочных реалий, это будет уже не пять, а семь-девять млрд. долларов), и людей (скорее всего — иностранных) для реализации задуманного. И тогда на выходе, учитывая мелкосерийность производства, мы получим себестоимость каждой изготовленной машины примерно в пять-шесть миллионов евро. Не меньше, поскольку штучные авто жутко нетехнологичны в изготовлении. Здесь практически не используются штампы, кузова чуть ли не целиком «выстукиваются» вручную. Примерно во столько сегодня обходится производителю сопостовимый с нашей задумкой один экземпляр Bugatti Veyron, продаваемый малочисленным клиентам «всего» за миллион евро. Но тут дела имидживые из серии «гнутых пальцев»).
И возникает вопрос — а нам, даже если получиться, это надо?
Тратить миллиарды совсем не лишних рублей на то, что гранды мирового автопрома (а к ним уже вплотную подтянулись и именитые корейские производители) давно и с успехом выпускают, не уставая совершенствовать продукцию? Ведь не станем же мы с нуля создавать российский суперкомпьютер для первых лиц, прекрасно обходясь американскими, японскими и корейскими машинами. Тьфу ты, ну зачем я это написал — еще ухватятся?..