На осознание этой разницы ФАС потратила год. Будучи единственным регулятором деловых отношений, допущенным к проблеме, антимонопольная служба постигла неравенство игроков, расслышала стоны, взвесила финансовые потоки, заметила диктаторские замашки и начала давать дельные советы. Парадокс ситуации в том, что решить проблему ФАС не в состоянии, да и не ее ума это дело. То, как сегодня работают иностранцы на русской земле с нашими дилерами, напрямую относится к сфере деятельности прокуратуры, СКП и МВД. Кроме аморального неравенства в игре и односторонней зависимости от капризов иностранцев, за годы формирования несправедливой системы взаимоотношений накоплено избыточное количество материала для уголовных дел
Ситуация неравенства была придумана иностранцами умышленно. У себя дома они не начальники, а лишь консультанты и дилер диктует им свои вежливые пожелания к бизнесу, затратам и даже облику шоу-рума. Кто был в Европе, обращали внимание, что дилерских дворцов там нет. Даже премиальные машины продаются в евросараях. Но ведь с русскими, да еще в силу их преклонения перед заграницей, всегда можно поиграть в свою пользу. Да и наши не отказывают себе в удовольствии покрасоваться на фоне грандиозной затеи, придающей себе и своему бизнесу космический масштаб. В результате вхождение в автобизнес в Европе равно кредитной ставке банка, а у нас означает взятые в долг $25-30 миллионов и пожизненные обязательства с угрозой ощутить глубиной организма паяльник. Разумеется, подобный подход влияет и на стоимость продаваемых машин.
Но дворцами и капитальным строительством дело не ограничивается. Представительства умышленно подписывают контракты на дилерство сроком от полугода, чтобы угрожать пересмотром условий или даже расторжением. Для бизнесмена, вложившего в старт больше, чем он может выговорить вслух при жене и теще, это тяжкий стимул всегда и во всем соглашаться. А диктуют и угрожают ему по всякому поводу: навязывают план продаж, наказывают за его невыполнение, штрафуют по своему усмотрению за несоответствие пунктам контракта и дилер никогда не знает заранее, в прибыли он или уже банкрот.
А параллельно с этим представительства иностранных автомобильных фирм ведут борьбу с конкурентами и стараются, чтобы все запчасти продавались только с их центрального склада или через их уполномоченные конторы, а альтернативные фирмы не могли чинить людям машины в обход официалов. BMW даже пыталась судиться, добиваясь решения, согласно которому на всей территории России только немцы имели бы право на торговлю железяками с логотипом, и любая попытка физического лица купить себе запчасть самостоятельно считалась бы преступлением.
ФАС в ситуации все же разобралась и первым делом порекомендовала представительствам заключать дилерские договоры на 5 лет. Кроме того, обнаружив дискриминацию, антимонопольная служба так же ненастойчиво попросила уровнять дилеров в правилах игры и условиях работы, перестав блокировать склад неугодным в пользу лояльных, не навязывать бессмысленные комплектации и не требовать от дилера совмещения функций продажи и обслуживания.
А почему ФАС только рекомендует и, будучи хоть и госорганом, но нестрашным и не воинственным, ограничивается призывами, а не передает дела следствию? Почему вместо наведения порядка по итогам грамотно проведенной работы появляется лишь просьба к иностранцам вести себя прилично в чужой стране? И почему именно ФАС было позволено разбираться в проблеме, а не СКП? А потому, что заграничный диктат, игра в одни ворота, правота верхнего и бесправие нижнего, дискриминация, шантаж, изымание денег в свою пользу, это не ими придумано. Это же наша отечественная вертикаль. Мы так живем всей страной и иностранцы лишь воспроизвели увиденную модель. Они ничего не изобрели, а взяли готовое, предложив русским привычные для них правила. И если бы ФАС от вежливых советов перешла к активной борьбе и позвала на подмогу прокуратуру, СКП и МВД, то она стала бы бороться против родных устоев. А ведь всегда есть шанс, что начиная расшатывать в одном месте, внезапно рушится по соседству.
История России как раз об этом…