И свежий тому пример – недавнее заявление столичного главы по вопросам экономической политики Андрея Шаронова. На днях чиновник сообщил, что власти города намерены ввести транспортный налог и для владельцев авто мощностью до 70 л.с.
Сейчас обладатели маломощных и, соответственно, маленьких машинок освобождены от этой финансовой повинности. В принципе, помимо более удобных в городе габаритов, отсутствие налога является неплохим стимулом для покупки именно мелкой машины. И для городского трафика в целом это только на пользу: банально экономится место и в потоке машин, и на парковках. Но поскольку г-н Шаронов давно носится с идеей превратить для москвичей владение машиной в непосильное финансовое бремя, экологические и логистические плюсы для него ничего не значат.
А ведь при «старой» власти — при г-не Лужкове — даже городская программа стимулирования пересадки людей на малолитражки существовала: в 2008 году каждому покупателю млолитражки выдавалась топливная карта с бесплатным топливом на сумму 1000 долларов. Понятно, что учитывая градус столичной бюрократизации всего и вся из этой затеи ничего толком не вышло: после той акции продажи авто типа Daewoo Matiz выросли всего на 1%. И тем не менее…
А нынешние московские власти, всячески декларируя свое стремление разрядить транспортную ситуацию в городе, подобное здравомыслие не приемлют. Столь удивительная нелогичность в словах и делах городских властей объясняется лишь тем, что направлены они не на разрешение транспортных проблем, а на наполнение городского бюджета. Характерный штрих: по словам Андрея Шаронова, размер налога для малолитражек будет «сопоставим со стоимостью одной заправки топливом». Действительно, народ, вам что, жалко поделиться всего лишь одним баком бензина с городом (жалкие 1000 рублей в нынешних ценах)?...
Кстати, косвенным подтверждением того, что транспортная сфера рассматривается московскими властями как серьезный источник дохода для городского бюджета, могут служить свежайший отчет контрольно-счетной палаты Москвы, представленный на днях вниманию депутатов Мосгордумы. Аудиторы проверили эффективность использования городских средств Центром организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы. На что он потратил выделенные ему в 2011 году 8,3 млрд рублей?
Напомним, что в прошлом году финансирование ЦОДД увеличилось в несколько раз для того, чтобы он внедрил в городе интеллектуальную транспортную систему (ИТС). Последняя подразумевает создание системы фиксации нарушений ПДД, информационных табло с данными о заторах, автоматический мониторинг мест на парковках и ряд других функций.
На практике из всех составляющих ИТС, которые должны были появиться в городе еще в прошлом году, по странному совпадению работают только две: система фотовидеофиксации нарушений ПДД и мониторинга транспортных потоков. Построить все остальное «как-то не сложилось». А систему по сбору средств с автомобилизированного населения почему-то удалось! И этот финансовый успех (простите за тавтологию) успешно закрепляется: стационарные радарные комплексы «Стрелка» появляются на московских улицах как грибы после дождя – их вскоре должно стать аж 600 вместо 150 штук, уже вовсю зарабатывающих средства для городского бюджета.
Причины столь четкой нацеленности «на доход», демонстрируемой нынешними московскими «начальниками транспортного цеха», легко обнаружить в том факте, что бездефицитным бюджет мегаполиса будет лишь в этом году. Уже в будущем и, тем более, последующих годах городская казна планирует занимать на стороне по 115-117 млрд рублей в год....
И если учесть, что в структуре городского автопарка малолитражки составляют примерно 5%, легко подсчитать, что столичный бюджет получит нехилую прибавку в 200 млн. рублей. На пустом месте. Вопреки здравому смыслу.