Напомним, что впервые об отмене рукописок заговорили почти сразу после введения в стране института ОСАГО, мотивируя отказ от них тем, что лица, допущенные к управлению авто вносятся в полис и дублирующий документ не нужен.
Дальше — больше. В 2007 году некий гражданин обратился в Верховный суд РФ с заявлением, посчитавшим пункт 2.1.1 ПДД, требующий от водителя иметь при себе доверенность от собственника на право управления транспортным средством и предъявлять его по требованию сотрудников госавтоинспекции, противоречащим Гражданскому кодексу РФ, не привязывая отмену документа к «автогражданке». По его словам, передача управления транспортным средством является обыкновенной сделкой и не требует обязательного заключения в письменной форме. Фактически это то же самое, что дать другу попользоваться игровой приставкой или велосипедом. Однако верховные судьи с этим не согласились.
Очередная попытка хоть в чем-то облегчить жизнь моторизованных россиян была предпринята уже депутатами Госдумы в конце 2009 — начале 2010 года, опять-таки с привязкой к полису ОСАГО. Но и тут ничего не вышло. Главным образом потому, что против активно выступило МВД. Тогда блюстители порядка заявили, что, помимо прочего, наличие доверенности является доказательством того, что машина не похищена и не находится в угоне. При этом представители ГИБДД подчеркнули, что к вопросу можно будет вернуться через год или два, когда в России заработает единая база данных по угонам.
И действительно, сегодня даже придорожные полицейские ратуют за избавление от совершенно ненужной бумаженции. При этом гаишники активно полемизируют с единственным противником отмены Минюстом, которое считает, что, мол, доверенность является необходимым документом для привлечения к ответственности водителя, ставшего виновником ДТП. На это ГИБДД со всей ответственностью заявляет, что виновник будет отвечать за свои действия в любом случае.
Короче говоря, серьезных препон в этом благом деле вроде и нет. Загвоздка только в том, чтобы изменить ПДД и Гражданский кодекс. И если с ГК у депутатов проблем точно не возникнет (изменения федерального законодательства — в их власти), то вот с Правилами дорожного движения выходит загвоздка. Дело в том, что это не ФЗ, а нормативный документ, принимаемый и корректируемый исключительно правительством. А его сейчас возглавляет известный знаток автомобильной жизни страны Дмитрий Медведев (именно его стараниями закрутилась история с так называемым правилом нулевого промилле, которое депутаты давно хотят отменить, да вот что-то не получается).
Подтолкнуть премьера к правильному решению хотя бы по поводу доверенностей и решили народные избранники от ЛДПР.
— Поскольку ПДД, по сути, является подзаконным актом, то своим законопроектом, отменяющим штраф за езду без доверенности, мы бы подтолкнули правительство к скорейшему изменению ПДД, — пояснил вашему корреспонденту один из соавторов отвергнутого законопроекта депутат Ярослав Нилов. — Увы, но коллеги из Комитета по госстроительству считают иначе…
Действительно, господа Плигин и Лысаков (председатель и зам этого комитета соответственно), некоторое время назад предложили Дмитрию Медведеву изменить пресловутый пункт 2.1.1 ПДД, отправив ему соответствующее письмо. И только после положительного отклика главы кабмина готовы вносить соответствующие законопроекты.
Вот только дождутся ли они ответа?