Весной на рассмотрение коллег вице-спикер Игорь Лебедев вместе с депутатами Ярославом Ниловым и Максимом Шингаркиным внесли законопроект, который бы «привязал» полис ОСАГО исключительно к водителю транспортного средства, убрав из него даже упоминание конкретного авто. Для этого требовалось внести несколько поправок в законы «Об ОСАГО», «О безопасности дорожного движения» и слегка изменить ряд подзаконных актов.
Сейчас водитель, который использует несколько машин, должен быть вписан в полис ОСАГО на каждую из них. Или же обязательная страховка всех этих транспортных средств должна быть оформлена «на любого водителя», что существенно повышает ее стоимость.
Идея инициаторов законопроекта была проста и логична: хочешь кататься на машине? Страхуй свою ответственность и катайся на чем угодно!
Но комитет Госдумы по финансовому рынку решил, что данное предложение не согласуется с зарубежной практикой и международными системами страхования, где обязанность страхования возложена на владельцев, а не на водителей транспортных средств. «А так что у нас получится? Посадили за руль кого-то, машина попала в аварию, он сбежал, и никто уже ничего не платит?», - прокомментировала инициативу глава комитета Наталья Бурыкина на обсуждении проекта. Только настоящий депутат может стол глубоко проникнуть в суть проблемы!
Наталья Викторовна, видимо, не в курсе, что когда «он сбежал», любая страховая компания легко и непринужденно может регрессом вчинить иск владельцу «средства повышенной опасности». Последний в подобной ситуации либо будет вынужден «платить», как элегантно выразилась мадам председатель, либо немедленно выдаст на растерзание страховщикам виновника ДТП, которого он посадил за руль своего авто.
Еще одним ужасно непреодолимым препятствием для «отвязывания» полиса ОСАГО от машины депутаты-комитетчики считают, что подобная идея приведет к увеличению стоимости полиса для семей, в которых есть несколько водителей, но один автомобиль, а также «окажет неблагоприятное воздействие» на граждан, которые используют транспортное средство сезонно, и имеют понижающий коэффициент к базовому страховому тарифу.
Дабы депутаты были в курсе текущего положения дел «на земле» сообщаем, что количество семей с одним авто, которым реально управляет сразу груда членов, а не просто «тоже есть права», по сравнению с гигантской армией российских водителей просто ничтожно. Но и их интересы можно замечательным образом учесть. Как, впрочем и интересы «сезонных водителей». Эта, с позволения сказать, «проблема» решается элементарным изменением тарифа ОСАГО для тех или иных групп населения. Семейной паре, скажем, вполне можно выдавать два полиса ОСАГО в рамках одного договора обязательного страхования.
В общем, в очередной раз убеждаешься в правоте изречения: «Когда хотят что-то делать, ищут способы, а когда не хотят – причины!» Судя по всему, поправки явно не понравились страховому лобби в Госдуме, которое опасается падения доходов от подобного нововведения.
Для справки сообщим, что вечно плачущие об убыточности ОСАГО страховщики только за первую половину этого года официально увеличили на 27%, до 57,1 млрд рублей, выручку от продажи полисов обязательной «автогражданки», а выплаты по ней – лишь на 1% (!), что составило 28,7 млрд. Только сумасшедший захочет менять такой чудесно работающий сравнительно честный механизм по отъему денег у населения?!