«Прелюдией» нашего альпийского штурма стал вполне равнинный участок маршрута. Чтобы добраться до знаменитой горной страны, мы накрутили не одну сотню километров по дорогам Франции, Германии и даже Люксембурга. За исключением нескольких «точек», отмеченных практически во всех путеводителях, путь пролегал по местам, не слишком популярным среди туристской публики. И это оказалось интересно: ведь мы смогли увидеть «ихнее» зарубежье в его естественном виде – без нарочитого глянца и толп жаждущей впечатлений и удовольствий праздной публики. Ну а потом были швейцарские Альпы – во всей своей красе, альпийские поселки, дороги и достопримечательности – во всей своей колоритности.
Роспись по асфальту
«Страна банков и часов» встретила нас запахом навоза. Эта «визитная карточка» местных тщательно удобряемых натуральной органикой полей появляется даже в самых цивилизованных, вроде бы, местах. Едешь мимо вытянувшихся вдоль трассы череды огромных суперсовеременных моллов, а «флюиды», витающие в воздухе, настойчиво напоминают о существовании в природе коровьего рода-племени. Буренок, впрочем, действительно много. Породистые коровы пасутся на обширных полях, на склонах гор, тщательно отгороженных от дороги рядами проволоки и даже электрическими пастухами. Фирменный штрих: практически каждая «говядина» имеет на шее специальный колокольчик, так что звякание-брякание не утихает ни днем, ни ночью. Интересно, сами-то аборигены не сатанеют от такой какофонии?
Швейцария считается одной из наиболее благополучных стран мира. Вдобавок климатические условия здесь весьма «благосклонны» к человеку. Все это, конечно, сказывается на местном автопарке. По дорогам колесит много престижных спорткаров, кабриолетов, купэ. Да и иные, более привычные нам «моторы» отличаются своим поголовно товарным видом. Ржавые, битые, даже просто чуть «потертые» авто отсутствуют как класс: граждане швейцарцы привыкли очень активно обновлять свой гараж. – «Беушные» легковушки через пару-тройку лет пользования продают куда-нибудь в Восточную Европу, а взамен приобретают для себя новые «колеса». Судя по увиденному нами, автомобильный рынок этой альпийской страны функционирует самым интенсивным образом. Из каждого десятка поселков на дороге в трех-пяти обязательно есть салон по продаже автомобилей. Деревенька может быть совсем маленькой, в ней нет даже продовольственного магазина, но оборудованная на современном уровне «точка» по продаже «японок», «немок», «француженок» – к вашим услугам!
В этой стране «росписи» на дорожном полотне в большом почете. Зеленые полосы велодорожек, обширные красные и желтые поля раскрашенного асфальта на перекрестках и на пешеходных переходах... В городке Невшатель внимание привлекли надписи, нанесенные прямо на проезжую часть, и указывающие путь к крупным городам: на одной полосе движения, написано, например, «Цюрих», «Берн», а на соседней – «Лозанна». Гляди под колеса и не заплутаешь среди поворотов и перекрестков.
К слову сказать, линии разметки, как правило, сделаны не гладкими, а с шероховатой «вуалью», особенно такая предусмотрительность полезна на пешеходных переходах: чтобы народ не подскальзывался. (На встречавшихся в пути участках «бетонки» плиты тоже сделаны снаружи «в мелкий рубчик» – для улучшения сцепления, а вот швы между плитами заделаны идеально гладко).
На улицах – светофорное изобилие. С точки зрения «российско-подданного» это явное излишество, а у господ швейцарцев – нормальная дорожная обстановка: отнюдь не напряженная дорога по долине между гор, протискивающаяся через поселочек, в котором насчитывается едва три десятка домов, и целых два пешеходных перехода, снабженных работающими (!) светофорами!
Базель удивил иной спецификой. Даже въезд в этот швейцарский «мегаполис» со стороны трассы, идущей вдоль Рейна, оказался необычным: проехали под железнодорожным мостом, уперлись в перекресток двух трасс. Если повернуть направо – встречает въездная табличка «Базель», но и если налево поедешь – такая же табличка висит на столбе! То есть перекресток находится в окружении города.
Хотя по российским меркам Базель совсем не гигант: всего около 160 тысяч населения, но дороги в нем понакручены!! Как в каком-нибудь миллионнике. Эстакады, двухуровневые узлы-развязки с железнодорожными путями, расположенные на консолях над проезжей частью автостоянки...
Разметка порой на перекрестках запутана до предела («писк» базельского уличного стиля: аккуратно размеченная велодорожка, которая выводят байкера на середину оживленного перекрестка и там упирается в сплошную поперечную линию, прекратив на этом свое существование, – бедняге велосипедисту остается или правила нарушать, или дальше по воздуху лететь). Вдобавок ко всем прочим прелестям – великое множество трамвайных путей. Поезда из трех, пяти секций снуют весьма шустро и даже нагло, порой доводилось воочию наблюдать картину, которая до того встречалась лишь на фотографиях старой Москвы: разом три трамвайных поезда «протискивались» через перекресток буквально в сантиметрах друг от друга.
За время путешествия, намотав на колеса около полутора тысяч километров дорог, довелось стать свидетелями лишь единственного ДТП. Зато весьма «эксклюзивного». На дальних подступах к Женеве, когда ехали сквозь вереницы поселков и городков вдоль Женевского озера, увидели притормозившую возле одного из владений полицейскую машину с включенными мигалками. Неподалеку на асфальте валялся маунтин-байк, возле которого что-то объясняла блюстителям порядка девушка в спортивном костюме и велошлеме. А из распахнутых ворот внушительного особняка высовывалась сверкающая хромировкой «морда» роскошного «Роллс-Ройса». Вот это грамотно: уж если влетать на своем «велике» под машину, так не под какой-нибудь заурядный «Опель» или «Деу», а под элитный «Роллс»! После такого ДТП повышение благосостояния байкера гарантировано.
Главный перевал
Перевал Сен-Готард – безусловно, в числе самых известных географических объектов Швейцарии. Для нас, россиян, он тем более интересен, что именно здесь в 1799 г. перебирались через хребет полки Суворова во время его знаменитого альпийского похода. С юга к перевальной отметке 2108 м ведет живописная старая дорога, вьющаяся бесконечными мелкими серпантинами. Она замощена брусчаткой, и даже разделительная полоса здесь выложена аккуратными прямоугольными брусками розового цвета! А на обочинах – тесаные из крупных каменных блоков километровые знаки с вырезанными на них цифрами и названиями ближайших населенных пунктов. В конце 1970-х решено было радикально облегчить водителям путь через хребет на этом участке важнейшей автомагистрали, связывающей Швейцарию с соседней Италией. Спроектировали новую, куда более щадящую трассу подъема на перевал. В некоторых местах для того, чтобы закрутить серпантином широкое полотно этой дороги, на горных склонах не хватило места. И тогда инженеры предложили сделать недостающие «серпантинные» повороты на выносных эстакадах! Кроме того верхний участок новой дороги предусмотрительно обезопасили строительством протяженных противолавинных галерей. В общем, получилась трасса на загляденье, хотя «загляденье» это потребовало очень солидных денежных затрат. – И что же? Прошло меньше двух десятилетий, а супер-дорога на Сен-Готард уже перестала радовать. Швейцарцы вознамерились решить проблему знаменитого перевала радикальным образом: вообще его «упразднить» для водителей, прорыв под горами автомобильно-железнодорожный тоннель. Огромный проходческий щит «Sisse» диаметром почти 9,5 м к октябрю 2010 г. «прогрыз» в скальных породах два сквозных отверстия, общая длина которых составляет 57 км (ныне рабочая часть этого чудо-механизма выставлена на всеобщее обозрение перед зданием Музея техники в Люцерне). Теперь основной транспортный поток – автобусы, большегрузные автомобили,.. – идет под Сен-Готардом, Ну а по верху едут те, кто хочет сэкономить на плате за пользование тоннелем, либо охотники за красивыми видами.
На «макушке» перевала помимо гостиницы, сувенирных магазинчиков, ресторана и старинной кареты для экскурсионной прогулки по окрестностям туристов ждет еще один интересный объект: памятник Александру Суворову. Монумент знаменитому русскому полководцу поставлен на Сен-Готарде в 1999 г. Композиция выполнена московским скульптором Дмитрием Тугариновым: Суворов верхом на коне, которого ведет под уздцы проводник-швейцарец Антонио Гамба. (Памятник сделан в масштабе «натура с четвертью», и благодаря такой пропорции многие проезжающие мимо принимают скульптурного Суворова за живого всадника).
Помимо Сен-Готарда в этих местах есть другой «суворовский» объект. Легендарный Чертов мост, у которого произошло сражение русских и французских войск. Честно сказать, мы его едва не проскочили: для спускающихся с перевала данное историческое место практически незаметно. Указателей на дороге нет, и лишь очень внимательный взгляд способен «зацепиться» за мелькнувшие в стороне от дороги пятнышки флагов, развевающихся на флагштоках – швейцарского и русского. Мемориал, главным элементом которого является огромный вырубленный прямо в скале крест, расположен над обрывом ущелья. А сам Чертов мост теперь оказался прикрыт сверху конструкцией современного мостового сооружения, спроектированного для автомагистрали. Из окна автомобиля его и не увидишь.
Еще одна «достопримечательность», увиденная по дороге на Сен-Готард и даже на самом перевале, – внушительные оборонительные сооружения. Хотя Швейцария не воевала уже более полутора веков, к войне она все-таки готовилась. В том числе и в годы Второй мировой. Маленькое нейтральное государство в Альпах очень серьезно опасалось вторжения со стороны могучего соседа – гитлеровской Германии, а потому укрепляло свои рубежи обороны. На ключевых перевалах (и в первую очередь на Сен-Готарде) швейцарцы построили бетонные доты, – они устроены среди каменных глыб на крутых изгибах серпантинов, контролируя весь прилегающий участок автотрассы. Кроме того у начала подъема по старой сен-готардовской дороге до сих пор сохранилась настоящая крепость – с каменными бастионами, огневыми точками... Сейчас эту цитадель занимают какие-то вспомогательные армейские подразделения.
Милитаристские «отметины» довелось встречать и в других местах. Огромные серые «коробки» бетонных дотов выстроились цепочкой вдоль берега пограничного с немцами Рейна. Некоторые из этих монстров стоят теперь прямо посреди кукурузных полей, но уничтожать их, судя по всему, никто не собирается. Наоборот все бойницы аккуратно за крыты щитами, возле укреплены мемориальные таблички... А на подступах к главному хребту попался на глаза и вовсе уникальный оборонительный объект: уходящая вертикально вверх скала «издырявлена» прямоугольными отверстиями амбразур – один ряд, выше, в 20 метрах над дорогой – еще один... На стенде рядом указано: швейцарцы с 1940 и вплоть до 1946 года (уже война кончилась!) долбили в сплошном каменном монолите ниши для огневых позиций, ходы сообщения, помещения для солдат и складов боеприпасов... Титаническая работа, однако результаты ее так и не пригодились. Сейчас эти катакомбы замурованы и являются заветным объектом для разномастных групп спелеологов.
Палатка-спасительница
Гостиницы в Швейцарии дороги, даже в самой скромной, простенькой с вас могут запросто запросить сотню долларов за «койко-место» на одну ночь. А здешний суровый закон запрещает устройство туристских биваков на природе. Нельзя не только разводить костры, но даже ставить палатки в не оборудованных для этого местах. Места эти известно какие – кемпинги, где цены за постой на порядок меньше.
Будучи людьми законопослушными, мы «диких» ночлегов не планировали и стремились делать остановки именно в кемпингах. Выяснилось однако, что этих «заведений» в стране (ну или, по крайней мере, на нашем маршруте) не так уж много, да и «замаскированы» они сплошь и рядом – очень основательно: ни указателей на дороге, ни табличек... Выручила только найденная в Интернете и заблаговременно заряженная в GPS база данных по кемпингам.
И еще одна «засада»: оказалось, что все без исключения встреченные на пути швейцарские (и французские) кемпинги выполняют на самом деле роль... дачных поселков. Стоящие на их территории стационарные домики или заменяющие их кемперы, многие сезоны подряд абонированы одними и теми же людьми. Сооружения эти порой даже снабжены всякими хозяйственными пристроечками, прилегающие площадки украшены клумбами, садовой скульптурой... Так что единственный вариант ночлега для заехавшего сюда путешественника – собственная палатка или вагончик- кемпер.