Предоставляемые страховыми компаниями данные относятся ко всем видам страхования и если рассматривать информацию по количеству отказов отдельно по каждому виду страхования, то становится понятно, что значительный разброс цифр, например по КАСКО, связан с нюансами правил, на основании которых заключаются договоры страхования. Часто они составлены таким образом, что позволяют компании отказать гражданину чуть ли не по любоому поводу. И если учесть, что российский автолюбитель ленив и юридически неграмотен, а потому правил при покупке полиса не читает, страховщики беспардонно злоупотребляют его доверием. Да еще как!
По данным ФСФР, за первое полугодие этого года доля отказов по КАСКО, от числа заявленных убытков в различных страховых компаниях с количеством заявленных убытков более 20 000 шт., имеет диапазон от 2% до 14%. В одних компаниях правила страхования более «мягкие» — клиенто-ориентированные, в других дают страховщику возможность отказывать по большей части повреждений автомобиля. Это в основном и приводит к такому большому диапазону доли отказов по КАСКО. Для автовладельцев такой показатель как «доля отказов» по КАСКО может быть полезен в момент приобретения полиса добровольного автострахования. Перед заключением договора со страховой компанией, у которой этот показателя находится на высоком уровне, автовладельцу необходимо более внимательно изучать правила страхования и различные оговорки в полисе КАСКО. Это необходимо, чтобы, приняв решение и оплатив полис, не получить взамен слабую страховую защиту, например с усеченным перечнем событий, которые могут быть признаны страховщиком, или с особыми условиями хранения автомобиля и т.п.
С отказами выплат по ОСАГО дело обстоит несколько иначе.
— По ОСАГО доля отказов по отношению к числу заявленных убытков имеет более узкий диапазон, — объясняет Максим Ханжин, лидер «Ассоциации по защите прав автострахователей». У страховых компаний с количеством заявленных убытков более 10 000 он составляет от 0% до 9% (см. таблицу ниже). Однако, на наш взгляд, процент отказов по ОСАГО во всех страховых компаниях должен быть примерно одинаков, так как все страховщики работают на основании одних и тех же правил. С учетом перечня оснований, по которым страховая компания имеет право отказать потерпевшему в выплате страхового возмещения, доля отказов в выплате не должна на наш взгляд превышать 5% от числа заявленных убытков по ОСАГО...
Другими словами, прежде чем покупать полис, узнавайте о числе отказов компанией в возмещении. «АвтоВзгляд» намерен ежемесячно публиковать эти данные.
ОСАГОчисло убытков (в тыс.)% отказовРосгосстрах3659Альянс697Югория217ВСК735Цюрих145Макс304МСК1073Ресо-гарантия1263Согласие483Ингосстрах822Альфастрахование330
Таким образом, страховые компании, имеющие более высокий уровень отказов по ОСАГО, должны попасть под пристальный контроль со стороны ФСФР на предмет обоснованности своих действий.
— На мой взгляд, отказов в страховых компаниях не должно быть в принципе, — считает генеральный директор СК «ЭКИП» Дмитрий Бирюков, — за исключением случаев мошенничества. Сотрудники страховой компании не должны искать возможности отказать клиенту, а напротив, должны разъяснить, как вести себя в той или иной ситуации, чтобы соблюсти правила страхования и получить выплату. Таким образом, процент отказов должен быть равен нулю или проценту страховых случаев, в которых доказан факт мошенничества...