В 2009 году «Toyota», «Nissan», GM и иже с ними рисовали радужные картинки светло-зеленого автомобильного будущего, вовсю уверяя окружающих, что спустя пять-шесть лет они, несмотря на гигантские по посткризисным меркам инвестиционные программы с лихвой окупят все издержки. Мало того, еще полтора года назад один из руководителей европейского офиса «Toyota-Lexus» вовсю уверял автора этих строк, что к 2015 году чуть ли не каждый пятый новый автомобиль, купленный в Старом Свете, будет если не электрическим, то, как минимум, гибридным. Что уж говорить про США, где поэтапное снижение потребления углеводородов каждым из моторов закреплено на уровне федерального закона, а в некоторых штатах еще и дополнено местными законодательными ограничениями. Но не сложилось...
По мнению Automotive News, современные рыночные реалии вынуждают компании не просто снижать расходы, но серьезно пересматривать собственные стратегии относительно этого типа автомобилей. В качестве примера, издание приводит внезапный демарш производителя электрических грузовиков «Smith Electric Co.», отложившего публичное размещение акций, а также тот факт, что «Toyota» отложила начало продаж полностью электрического Scion.
И это очень логично укладывается в события последних месяцев, в течение которых рынок продемонстрировал явное снижение делового интереса к такого рода проектам. В частности, стоит вспомнить о планах диверсификации линейки одного из крупнейших поставщиков литий-ионных аккумуляторов (используемых в том числе и на гибридах GM) компании «A123 Systems», которая нашла отдушину в производстве батарей для машин, оборудованных системами Start-Stop. А также уже вторая за последние полгода приостановка сборки Chevrolet Volt.
Впрочем, тут мы говорим о последствиях, причины же тому куда банальнее. Согласно данным, которые приводит Automotive News, за минувший сентябрь американские потребители скупили всего 25 000 «зеленомобилей». И это не сезонное снижение. В плане производства на 2012 год менеджментом GM было заложено производство 45 тысяч таких гибридов, однако по состоянию на конец сентября через дилеров было реализовано чуть больше 16,3 тысяч машин. И подобные проблемы испытывает не только GM, но и «Nissan». В 2011-м Leaf разошелся тиражом в 9674 экземпляров, после чего Карлос Гон поспешил уверить общественность в том, что 2012-й будет еще успешнее и продажи модели удвоятся, однако по состоянию на сентябрь спрос на «Лист» составил всего 5212 машин, что почти на 200 авто меньше, чем годом ранее, когда поставки прерывались из-за землетрясения в Японии.
Таким образом, согласно прогнозам агентства «Pike Research», к 2015 году совокупный объем проданных в Штатах машин с силовыми установками типа plug-in и EV (начиная с 2011 года) составит всего 410000 экземпляров, что более чем в два раза ниже запланированного показателя. Заявленных объемов (1 миллион автомобилей), по оценке «Pike Research» рынок достигнет гораздо позже – к 2018 году.
Примечательно, что это не самый пессимистичный прогноз. Директор по исследованиям бостонского «Lux Research Inc.» Майкл Холман считает, что ежегодный спрос на электромобили не достигнет 200 тысяч экземпляров даже в конце текущего десятилетия. И это значит, что весь глобальный рынок электрических транспортных средств не достигнет и трети тех объемов, на которые рассчитывает менеджмент «Nissan», поскольку эти планы не были реалистичными изначально.
Впрочем, японцы, судя по всему, свою стратегию уже пересмотрели. По крайней мере, если судить по заявлениям Карлоса Гона, сделанным на Парижском автосалоне, где он заявил, что концерн и не рассчитывал на то, что вложения в электромобили окупятся хотя бы в среднесрочной перспективе, тем не менее, там по-прежнему полагают, что инвестирование этой отрасли более чем перспективно.
Сторонние эксперты разделяют эту позицию, но в сроках расходятся. В долгосрочной перспективе спрос в сегменте, очевидно, увеличится, тем более в свете уже упомянутых законодательных ограничений, однако в ближайшее время стагнация, скорее всего, продолжится и, вполне возможно, усилится. В первую очередь связано с высокой стоимостью гибридов и электромобилей – даже с учетом субсидий они, как минимум, в два раза дороже аналогичных по классу машин с обычными ДВС. А во вторую – со снижением цен на топливо (если в 2008-м американцы в среднем платили больше $4 за галлон, сегодня – $3,80). Иными словами, среднестатистический американский покупатель вновь предпочитает пикапы и большие SUV.