В последнее время Сержио Марчионне, который одновременно возглавляет и холдинг «FIAT-Chrysler», активно проталкивает идею проведения общеевропейской акции по закрытию «лишних» автосборочных заводов и сокращению рабочих мест в «перегретом» автопроме стран-членов ЕС. Еще в июле он обвинил «Volkswagen» в чрезмерно агрессивной производственной и маркетинговой политике, подрывающей положение других игроков на европейском авторынке. Однако шеф АСЕА наткнулся в этом вопросе на резкую оппозицию со стороны других членов ассоциации, конкурирующих с « FIAT -Chrysler».
Главным его критиком является шеф «Renault» Карлос Гош: по его мнению, шансы провести такую общеевропейскую акцию нулевые. Однако на прошлой неделе Марчионне вновь выступил с предостережением: «если мы не проявим коллективной воли решать проблему на общеевропейском уровне, то автобизнес в Европе (производство и продажи) войдет в перманентный кризис». Об этом же говорят данные АСЕА: продажи и регистрация новых автомобилей за последние пять лет постоянно снижаются и в этом году ожидается их падение составит 8-10%. По мнению экспертов АСЕА, в ЕС слишком много сборочных производств, выпускающих небольшое количество автомобилей и их малоэффективная деятельность съедает часть прибыли европейских производителей. В то же время идет жесткая конкурентная борьба между французскими, итальянскими и испанскими брендами, страдающих от чрезмерно больших действующих производственных мощностей в рыночном сегменте средних по стоимости авто. В то же время немецкие автопроизводители «наращивают жирок» за счет продаж авто премиум-класса и успешного экспорта.
Сержио Марчионне намерен встретиться по этому поводу в Брюсселе с высшими официальными лицами ЕС, включая министра по делам промышленности Антонио Таяни, в надежде получить добро на координацию деятельности европейских автопроизводителей. «Если, к примеру, правительство Франции готово помочь одному из автопроизводителей, но не намерено поддержать другой бренд или членов АСЕА в целом, — говорит глава АСЕА, — то оно нарушает европейские договоры».
«АСЕА не требует от правительств финансовой помощи, мы хотим регулировать рынок и бизнес. И лучше эту обязанность возложить на совет министров ЕС, у которого главная забота – общий рынок», — вполне справедливо подчеркивает Марчионне. По его мнению Европейской комиссии необходимо отсрочить подписание соглашений о свободной торговле (FTA), подобные тому, что было заключено с Южной Кореей. По данным АСЕА, объем автомобильного импорта из Кореи вырос за последние 12 месяцев на 53%, в то время как экспорт европейских брендов в эту страну подрос всего на 4%. По его словам, FTA c CША поможет « FIAT-Chrysler», но вряд ли пойдет на пользу другим европейским автопроизводителям. «По этому мне представляется, что автомобильный сектор ЕС прежде всего нуждается в урезании производственных мощностей, а потом уж в открытии авторынка рынка для импорта иноземных брендов».
По мнению европейских обозревателей, именно кризисная ситуация в автобизнесе ЕС объясняет повышенный интерес европейских автопроизводителей к рынкам развивающихся экономик и, в первую очередь стран БРИК. Российский покупатель от этого только выигрывает, однако европейский кризис может серьезно подорвать экономическую мощь европейских автопроизводителей с далеко идущими последствиями и на развивающихся рынках.