Вице-премьерская инициатива, конечно, не плоха, особенно если учесть, что 90 процентов аварий — легкие, без жертв, с повреждением иногда только бамперов. Зато «пробки», особенно в мегаполисах, подобные ДТП создают колоссальные. Особенно если учесть, что отечественные придорожные полицейские с выездом на подобные инциденты не спешат.
Да вот беда, предтеча шуваловской новации — так называемый европротокол — так в стране и не заработал. И не только потому, что содержит в себе ряд жестких, нередко невыполнимых условий (пострадало не больше двух автомобилей, оба водителя имеют полис ОСАГО, авто повреждено не более, чем на 25 000 рублей, все участники ЧП согласны с его обстоятельствами и оба в обязательном порядке обратились в своих страховые компании). Основной тормоз тут — в страховых компаниях, которые, опасаясь массового страхового мошенничества, повсеместно отказывают в выплатах людям, решившимся пойти цивилизованным путем.
А поскольку предложение Шувалова идет дальше, по сути снимая все европротокольские ограничения, страховщики решили подстраховаться. Они готовы работать по предложенным правилам и беспрекословно выплачивать компенсации (в пределах максимальных сумм, предусмотренных ОСАГО) при условии, что все столкнувшиеся автомобили оснащены видеорегистраторами и спутниковыми системами, достоверно определяющими место происшествия. То есть автовладелец, желающий в случае чего попасть под новацию, должен потратить около 30 000 рублей (тысяч пять — самый плохонький регистратор и 20 000-25 000 — спутниковая система). Учитывая, насколько сильно в законодательных и правительственных коридорах страховое лобби, можно не сомневаться, что европротокол по-новому будет работать только при условии приобретения автовладельцами перечисленных устройств. То есть по-прежнему не работать. И еще, по Шувалову, у потенциальных участников аварии должна быть при себе видеокамера или сотовый телефон с функцией видеосъемки, чтобы зафиксировать все полученные повреждения. При отсутствии хотя бы одного гаджета — ждите ГАИ.
Любопытно, что даже такую сомнительную схему вице-премьер предлагает на первых порах внедрить только в Москве, Санкт-Петербурге и обеих столичных областях. Наверное, потому, что народ здесь «пожирнее» и развести его на тот же ГЛОНАСС проще будет.
Но не исключено, что когда эксперимент будет признан успешным, от вызова ГАИ на место мелких ДТП откажутся на законодательном уровне, обязав автовладельцев пойти на дополнительные расходы. Так было с ОСАГО, техосмотром, транспортным налогом. Карманы моторизованных россиян по прежнему остаются для властей и аффилированных с ними коммерческих структур отличной кормушкой…