Ситуацию спасает один из новых технологических продуктов, который продемонстрировал «Nissan» на традиционном ежегодном брифинге по передовым технологиям на тестовом полигоне компании «Оппама» близ Токио.
Это спасительное устройство, названное разработчиками «Автономной системой экстренного маневра» (АСЭМ), еще не совсем готово к установке на серийных моделях, однако двумя другими из показанных технических новинок – «Электронно-электрической системой управления автомобилем» (ЭЭСУА) и «Активной системой торможения двигателем» (АСТД), которые явно повысят качество езды и уровень комфорта, оснастят самую дорогую версию Infiniti в течение ближайших двух лет. Тем самым «Nissan» в рамках среднесрочного плана, объявленного в минувшем году главой компании Карлосом Гошем, начинает «технологический блитц». По этому плану, рассчитанному на период до 31 марта 2016 года, «Nissan» ежегодно намерен внедрять на своих моделях в среднем по 15 новых устройств. Теперь перейдем к подробностям.
Эксперты назвали АСЭМ наиболее радикальной из новых электронных систем, разработанных брендом. Тестовый автомобиль, следуя на скорости по трассе полигона, шустро увертывался от манекенов, которых подбрасывали с обочины. В АСЭМ для отслеживания внезапно возникающих с боку препятствий используют пять лазерных сканнера, три радара и одна видеокамера. Компьютер выбирает свободный коридор и уводит в него автомобиль. Генеральный менеджер по электронному инжинирингу Тетсуйа Ийджима сообщил, что над АСЭМ компания работала пять лет и потребуется еще года три на то, чтобы вывести это устройство на рынок. Самым сложным была минимизация размеров и веса компонентов и всей системы в целом.
Наиболее близка к массовому производству АСТД – ее доработка до рыночной кондиции потребует 1- 2 года. Эта система совместима с вариаторами, она снижает обороты двигателя для того, чтобы облегчить и ускорить торможение в тот момент, когда водитель переносит ступню с педали газа на тормозную. АСТД, по словам разработчиков, улучшает управляемость при торможении для остановки или поворота, а также снижает расход топлива. Получить схожий эффект действия АСТД на авто со ступенчатыми АКП затруднительно.
Что касается ЭЭСУА, то это первая в мире система, разработанная для серийного автомобиля, аналогичная проводным системам, используемым в авиастроении. ЭЭСУА «обрывает» механическую связь водителя с управляемыми колесами. Вместо этого она при вращении рулевого колеса передает физические усилия водителя посредством электронных импульсов-команд на включение электрическим двигателям, поворачивающим передние колеса.
По словам разработчиков, у этой систем много важных преимуществ. Во-первых, она, за счет того, что рулевая система быстрее реагирует на команды водителя, улучшает управляемость автомобилем. Во-вторых, ЭЭСУА «глушит» толчки и вибрацию, которые передает на «баранку» обычное механическое рулевое устройство. Водитель может манипулировать рулевым колесом легкими касаниями, не опасаясь потерять контроль над автомобилем даже при езде по ухабистой дороге. Более того, ЭЭСУА «вооружена» камерами и датчиками, с помощью которых она удерживает авто строго на выбранной траектории или по центру полосы движения. Тем сам снижается утомляемость водителя и повышается безопасность движения.
Представляя на брифинге ЭЭСУА, ведущий инженер отдела, разрабатывавшего систему, Хироеки Ашида, признав, что проблема возможных «глюков» и сбоев электроники сдерживает внедрение авиационных технологий в автостроении, сообщил, что «Nissan» решила проблему. За работой ЭЭСУА следит три контрольных блока. При этом, если все же происходит отказ и водитель теряет физический контроль над рулевой системой, происходит отключение всей электронной системы и в течение миллисекунд подключается добрая старая механика. По словам инженера, ЭЭСУА будет оснащена в течение года одна из моделей Infiniti.