Сами японцы иногда неосмотрительно поддерживают эти заблуждения. Когда модель Almera исчерпала клиентскую лояльность, «Nissan» решил размашисто угодить и вместо преемника сделать семью. Объяснение, как это часто бывает у «Nissan», неубедительное: «Мы сделаем машину, наиболее подходящую конкретному клиенту». С такой же ошибкой в расчетах «Nissan» бился головой о бетон консерватизма, разорительно проигрывая, но упрямо объясняя, что приборы по середине салона у Primera и первого X-Trail это не идиотизм, а новое слово в эргономике.
С Almera ошибка вышла еще сильнее. Вместо того, чтобы сделать новое поколение под удачным именем с хорошим имиджем и привычкой клиента пересаживаться на то же самое, но посвежее, японцы вывели на рынок Qashqai, Tiida и Note. И хотя корейский Samsung SM-3 у нас тихонько продавался и портил репутацию Almera, отрабатывая присутствие на рынке привычной машины, ватага родственников на этом контрасте все равно не обрела ожидаемой популярности. Выручил только Qashqai, вдохновлявший цифрами продаж, Но от мельтешения троих вместо одного клиент размылся, рассеялся и дезориентировано расползся по другим моделям и даже другим брендам. К слову сказать, «Nissan» последнее время полюбил испытывать клиентскую лояльность на прочность, попутно меняя аудиторию. Был, например, великий проходимец Patrol для миротворцев ООН и среднего класса обеспеченных европейцев, а стал новый автомобиль для шейхов и угрюмых мужиков с золотых приисков… Была отличная Micra для умелого европейца с хорошим вкусом и достатком, а стала убогая и позорная преемница индийского производства, третий год стыдливо топчущаяся на крылечке Европы и не осмеливающаяся к продажам.
Ну, а Almera иссякла, а вместе с ней и целевая аудитория. Люди стали уходить от «Nissan» и пересаживаться либо на эталон С-класса VW Golf, либо на его главного конкурента Ford Focus.
Беспокойство по этому поводу японцы ощутили не сегодня. Их и раньше тревожил всемирный успех двух европейских моделей, а на фоне кризиса завидная стабильность конкурентов стала и вовсе пугающей. А у «Nissan» продажи не радуют, да и европейский партнер «Renault» все никак не придет в себя, хоть и вот-вот лопнет от натуги. Более пристальное изучение проблемы обнаружило, что клиент уходит от японцев по маршруту «Nissan» – VW & «Ford.» То есть игра в семейные ценности Qashqai, Tiida и Note себя не оправдала. Тем более, что в Европе Tiida неизвестна и там у «Nissan» на одну модель меньше…
И тогда пришлось делать вид, что все так и было задумано: сначала мы всем концерном немного утонем, а потом вовремя спохватимся и талантливо начнем всплывать. И сделаем для этого одну приличную машину, способную в гольф-классе дать бой основным конкурентам. Для этого придется не экономить, а строить полноценную машину, насыщенную красотой, дизайном, эргономикой и опциями. И сделать ее придется не страшилищем, как Tiida, и не примитивом, как Note, и не пенсионерской, как Qashqai (в Европе возраст целевой аудитории этой машины 50+), а одну на всех и сразу нормальную.
Может, и получится у японцев услужить всем европейцам. Со времен первой Almera не получалось…