Итак, октябрь стал месяцем, закрывшим основные кадровые дыры в «Формуле-1». С переходом Льюиса Хэмилтона в «Mercedes», а мексиканца Серхио Переса в «McLaren», а также с учетом долгожданного утверждения Фелипе Массы в качестве напарника Фернандо Алонсо, состав топ-команд оказался сформирован. Остались считанные варианты в конюшнях уровнем пониже.
Хотя для российских зрителей может быть небезынтересным, останется ли Виталий Петров в «Caterham», перейдет ли он в другую команду или вообще покинет «Формулу-1». На данный момент этот вопрос остается открытым. Менеджер Виталия Оксана Косаченко то будоражит общественность страшилками, что вскоре «королева автоспорта» останется без российского представителя, так как денег на продолжение карьеры может и не найтись, то через несколько дней появляется ее комментарий, что у Петрова предложения от двух команд… Что ж, это было бы к лучшему, с альтернативой Виталию у нас пока напряженка. У Михаила Алешина карьера забуксовала, и, по слухам, после неудачного сезона в «Мировой серии «Renault» пилот думает о гонках «Indy». Туда же, говорят, может направиться и его бывший напарник Антон Небылицкий. Пока что главная надежда России — 18-летний Даниил Квят, вице-чемпион «Формулы «Renault 2.0» этого года и участник программы «Red Bull». Будем надеяться, что в обозримом будущем ему удастся шагнуть на самый высокий уровень.
К сожалению, финансовый порог вхождения в круг призовых пилотов с каждым годом становится все выше. Создается впечатление, что конюшни, видя, что спрос превышает предложение, решили таким нехитрым способом решить свои финансовые проблемы во время негативных экономических процессов. Вполне логично было бы часть бюджета собирать с желающих поездить, тем более что можно легко нанять неплохого пилота, да еще и с бюджетом. Даже бешеные контракты и зарплаты того же Фернандо Алонсо или Льюиса Хэмилтона относительны, ведь за их участием стоят очень крупные спонсоры. Хотя, конечно, это не благотворительность, компании заинтересованы в наилучшем своем представлении, и талантливым гонщикам воспользоваться таким механизмом, конечно, намного проще. Но помимо способностей нужно еще и везение…
Следующая неплохая статья доходов — продажа так называемых коммерческих прав на «Формулу-1», реализация прав на телетрансляции, на право проведения этапов и так далее. Обладателем коммерческих прав, как известно, является господин Экклстоун, вернее, его финансовая пирамида, простите, империя. Несмотря на количество желающих наконец-то отправить неугомонного Берни на заслуженную пенсию или в места более отдаленные, это пока никому не удается.
Устранить Экклстоуна с арены могут помочь последствия не очень давней истории с «жонглированием» коммерческими правами: Берни обвиняется в даче взятки банкиру Герхарду Грибовски в 2006 году. Как утверждается, банкир получил от Экклстоуна более сорока миллионов евро при сопровождении передачи коммерческих прав от немецкого банка «BayernLB» фонду CVC. Грибовски был приговорен к восьми годам лишения свободы и теперь активно валит «подельника». Сам Берни уверяет, что стал жертвой «разводки» со стороны банкира. Тем не менее ему может грозить десять лет лишения свободы, и немецкая пресса предполагает, что не зря большой босс «Формулы-1» женился на бразильянке…
Может быть, и не стоит противникам Экклстоуна уповать на его устранение, даже неважно, каким путем. Если уж при его участии процесс дележки формулического пирога — крайне хлопотное дело, неужто в его отсутствие все сразу придут к согласию? При том что за столько лет даже достойного преемника Берни подобрать так и не удалось. Правда, в вопросе преемника возможен хотя бы частичный откат баланса сил в сторону FIA (сейчас международную федерацию возглавляет несгибаемый Жан Тодт, который пришел на замену мягкотелому Максу Мосли). Его мягкотелость, естественно, связана лишь с начинаниями Экклстоуна. Одним из таких «реверансов» десять лет назад стала продажа прав на коммерческую деятельность «Формулы-1» на сто лет вперед. А следствием этих прав, как известно, являются доходы, вернее — их распределение, которое регулируется «Договором согласия». Новую версию соглашения команды, FIA и Берни должны были подписать до конца октября… да все никак не подпишут!
Двадцать второго октября в Париже состоялась очередная встреча сторон, однако участники ушли несолоно хлебавши. И немудрено, что они так и не могут договориться, ведь будущий договор рассчитан аж до 2020 года (речь идет о распределении примерно полутора-двух миллиардов долларов ежегодно). Помимо денег соглашение не может быть принято из-за таких позиций, как структура комитетов, которые занимаются правилами соревнований, стартовые взносы и контроль над расходами, с которым граничит другое соглашение — «Об ограничении ресурсов». И если при подписании предыдущего «Договора согласия» проблемы были скорее с некоторыми командами, вернее — со стоящими за ними автопроизводителями, то теперь, похоже, дело в первую очередь в FIA. Макс Мосли уже назвал своего преемника Жана Тодта «более конфликтной персоной». В то же время сам бывший руководитель «Ferrari» таковым себя вовсе не считает, он лишь «борется за права и уважение к FIA». В частности, в их финансовом выражении. Например, Тодта не устраивает передача коммерческих прав на сто лет, ведь раньше они арендовались на четыре-пять лет. Да и Мосли, с его точки зрения, продешевил. Ведь FIA — общественная и не извлекающая прибыль организация, а расходов у нее много — спорт, безопасность движения, но «нормальные» деньги, похоже, приходят только от «Формулы-1».
А вот спортивным властям стоит озаботиться тем, что у них творится с «дойными коровами» — Гран-при. В середине октября стало известно, что дебютный Гран-при Нью-Джерси, изначально запланированный на следующий сезон, причем с большим пафосом, перенесен на 2014 год (организаторы тянули с подписанием промоутерского контракта, а теперь уже не успевают все организовать в срок). Возможно, эту гонку в календаре 2013 года заменит Гран-при Турции. Это уже становится тенденцией: строительство новых автодромов завершается в предельно близкие к проведению турниров сроки, география чемпионата все пухнет, как и кошельки праводержателей. А им все по-прежнему мало…