Современный потребитель уже ничему не удивляется. Мы привыкли делить на десять практически все рекламные акции, научились не обращать внимание на розыгрыши, небывалые скидки и прочие смс-рассылки. По крайне мере у жителей больших городов выработался стойкий иммунитет к большим и ярким билбордам, а реклама на ТВ может заинтересовать нас исключительно как художественное произведение.
Однако, пока мы индифферентно «пережевываем» рекламную паузу, люди из ФАС бдят. В кое-то веки решили они нагнать страху на рекламодателей, которые злоупотребляют «мелким» шрифтом. Под горячую руку попалась российская «дочка» VW с телерекламой автомобиля Volkswagen Polo седан.
Суть претензии до безобразия проста. В рекламе содержались следующие сведения: «Во-первых, Volkswagen! Во-вторых, Polo Sedan! От 7 777 руб. в месяц*». В нижней части постера: * «Расчёт сделан для Polo седан Highline 1.6 МТ по цене 568 000 руб.». Рекламный ролик завершает постер, который демонстрируется на экране в течение всего трех (!) секунд, где мелким нечитаемым текстом сообщались иные условия, влияющие или определяющие стоимость кредита, а также сообщалось наименование лица, оказывающего финансовую услугу.
В общем-то, и без консилиума с глубоким анализом и огромными формулами можно понять, что ни один здоровый homo sapiens не в состоянии прочитать за 3 (три) секунды содержание этого постера. Но ФАС не абы что, серьезная организация – антимонопольщики провели аж целое социсследование! Выяснилось, что только 0,5% респондентов оказались сверхчеловеками и сумели прочитать тот злополучный постер за указанное время. А остальным для этого потребовалась в среднем минута и 17 секунд.
Стало быть виновен «Фолькваген Груп Рус» по самое не балуй, ибо указанные в рекламе сведения не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. Проще говоря, концерн ввел потребителя в заблуждение. И все бы ничего – справедливость восторжествовала, виновный наказан, а штраф в 110 тысяч выписан. Но где же была та самая бдящая ФАС раньше? Ведь подобный «мелкий» шрифт и «подробности условий» не сегодня появились. Грешат этим и «Ford», и «Toyota», и GM, и (прости Господи) ВАЗ. Причем, уже давно. Остается надеяться, что подобный прецедент станет хорошей воспитательной мерой для охочих до обмана автопроизводителей и перестанут хотя бы они понапрасну дурить нашего брата.