Браво! И десяти лет не прошло, с тех пор, как детские кресла стали неотъемлемым атрибутом российской автомобильной действительности, а гаишники вдруг обнаружили, что у них под носом такое безобразие творится – детей неправильно возят. А давайте, подумали обличенные погонами чины, мы их за это заштрафуем!
А давайте! Серьезно, никаких возражений! А заодно, еще и прав нерадивого водителя на пару месяцев лишим. Он-то, как правило, пристегнутый едет, а ребенок, за которого он в этой ситуации в полной мере отвечает, в это время прыгает по салону. Мало того, сколько раз автор этих строк становился свидетелем совсем уж откровенных безобразий, когда 8-9-летние чада путешествуют на передних сиденьях, рядом с одним из родителей, наполовину высунувшись из окна. А, порой, и на коленях у водителя. Груднички передвигаются на руках у мамаш или бабушек... Идиллическая картина. До поры. Случись что, они-то ребенка, конечно, удержат. Руками. Не отпустят ни в коем случае. Дитя, все-таки, свое. Правда, мало кто думает, что, спустя мгновение, ребенка банально придавят к спинке переднего кресла массой своего же тела. И не просто массой, а массой, помноженной на ускорение (второй закон Ньютона, если кто не в курсе). Представьте, что при торможении с 60 км/ч до полной остановки 70 непристегнутых ремнем мамашиных килограммов превратятся, как минимум, в центнер, а это для грудного ребенка почти как катком пройтись. Кстати, пристегнутый человек ребенка руками не удержит, что не раз было доказано в том числе и опытным путем.
Но даже если чадо уже подросло, даже если оно сидит само по себе, не на руках, оно полетит вперед не то, что при ДТП, при любом более менее жестком торможении. Это физика, друзья мои, причем школьный ее курс. В теории, это должны знать все, но детей все равно возят черт знает как.
И «отмазки» всегда одни и те же: от «ему/ей скучно» до «он/она постоянно капризничает», но самая гениальная – «кресло слишком дорогое»... Таким оригиналам всегда хочется ответить не словом, а действием – прямым в нос. Не для профилактики, а для осознания, ибо это одна из самых распространенных травм, которые получают люди, пренебрегающие элементами пассивной безопасности. Чтобы потом этот нос просто поставить на место, эскулапы с пострадавшего сдерут тысяч десять. Ну мужика-то, ладно, шрамы украшают, а девочку? Ринопластика обойдется раз в пятнадцать дороже. И это не считая удаления последствий сопутствующих подобным травмам рассечений и переломов лицевых костей. Стоимость даже очень дорогого кресла на этом фоне – копейки.
Что касается остальных «причин», то да, дети имеют обыкновение капризничать, они, бывает, даже орут и визжат. Моя шестилетняя дочь иногда исполняет такое, что барабанные перепонки лопаются, но ездит в кресле она с самого рождения, причем, всегда сзади, и никогда спереди. Это закон. И не потому, что я такой тиран, а потому, что так безопаснее, потому, что я уверен, что подушка и ремень сработают, как надо, а не как кувалда и удавка, и что шанс сломать шею при столкновении у нее в миллион раз ниже, чем у меня самого.
Для справки, по данным Всемирной организации здравоохранения, использование удерживающих устройств снижает смертность среди детей-пассажиров на 54 процента, а риск получения травм – на 70 процентов. Но нас, судя по всему, больше интересует мясо. По словам того же Виктора Кузнецова, только подмосковные гаишники ежедневно оформляют сотню протоколов на нарушителей правил перевозки детей. А скольких они не ловят?
Касаемо карательного аспекта, 500-рублевый штраф, очевидно, родителей не впечатляет, тогда пусть будет 5 тысяч. Не поможет – десять. Кстати, ходят слухи, что в некоторых Штатах столь ненавистных многим США, шерифы с подобным явлением справились довольно быстро. Они начали продавать нарушителям детские автомобильные кресла прямо на месте. По полторы-две тысячи долларов за штуку. Альтернативой был точно такой же штраф и обязанность прослушать курс лекций по безопасности.