Как отмечают аналитики, можно ожидать возвращение администрации к теме поддержки производства электромобилей, новых мер по ужесточению допустимых норм на токсичность выхлопов и изменений в госстандартах, касающихся безопасности автомобилей.
В речи, произнесенной Обамой после оглашения победных для него результатов выборов, он поприветствовал отца проигравшего республиканского претендента Джорджа Ромни, который в свое время возглавлял известную в автомире компанию «American Motors», поглощенную в 1897 году «Chrysler», и чей старенький джип был «звездой» избирательной компании его сына, бывшего губернатора штата Массачусетс Митта Ромни.
И этот экивок в сторону семьи Ромни, приверженной, по словам Обамы, служению обществу, не был просто вежливым поклоном в сторону поверженного противника. Судьбе американского автопрома, в котором заняты сотни тысяч американцев, было уделено значительное место в избирательной компании президента. Он не раз упомянул о 85 млн. долларах финансовой помощи GM и «Chrysler», оказанной его администрацией. И Обама получил дополнительное число выборщиков в штатах Мичиган и Огайо, в которых и расположены 65% предприятий этих двух брендов. В свою очередь, Ромни чуть не утопил агитационную компанию Обамы в Огайо, когда вбросил листовку, в которой говорилось о том, что «Jeep» — «дочка» «Chrysler» — переводит свои рабочие места в Китай. Возмущение избирателей удалось погасить лишь публичным заявлением главы ходдинга «FIAT-«Chrysler» Сержио Марчионе о том, что в будущем году на заводе в городе Толедо будет введена вторая смена, в которой будет занято дополнительно 1100 работников.
И хотя Обама в предвыборных спичах не вдавался в детали планов администрации, касающихся американского автопрома, даже таких важных, как судьба акций GM, которых у государства находится в залоге аж на $500 млн, тем не менее аналитики пришли к выводу, что намеченные ранее перспективные, порой даже амбициозные решения в течение новых четырех лет президентства Обамы будут выполняться.
Автомобильные компании могут не соглашаться со всеми аспектами политики, которую разработала администрация в автостроительном секторе, но они вполне могут принять проталкиваемую Белым домом договоренность с корпорациями относительно допустимых средних показателей по расходу топлива выпускаемых моделей. К концу второго обамовского срока будут введены новые нормы расхода топлива, которые постепенно, год за годом установят планку к 2025-му на жестком уровне в 54,5 мили на один галлон. К тому же на всех новых авто в автосалонах должны быть наклеены стикеры с точным указанием среднего расхода топлива, причем за неточность этого анонсированного показателя будут строго наказывать производителя.
Вторая цель, провозглашенная Обамой, вывести на дороги Америки к 2015 году 1 млн. электромобилей и, по мнению аналитиков, он будет упорно добиваться успешного выполнения этой задачи. В течение сезона предвыборной кампании его администрация под шквалом критики республиканцев спустила эту тему на тормозах, однако компании, занятые производством электромобилей и их поставщики комплектующих, по-прежнему в первых рядах на получение специального финансирования из госказны и помощь в проведении необходимых НИОКР — несмотря ушаты презрения, вылитые на них Миттом Ромни.
Еще в феврале Обама предложил увеличить налоговую скидку при покупке электромобилей с 7500 до 10 000 долларов — явный признак того, что при обсуждении в ближайшие месяцы новых налоговых документов на Капиталийском холме он будет твердо отстаивать свою позицию. По мере того, как избирательная кампания постепенно исчезает из зеркала заднего вида административной машины, может быть принято и решение о возобновлении выдачи грантов и субсидий в рамках Программы предоставления ссуд для продвижения передовых технологий в автопроизводстве (ATVM) с фондом в 25 млрд. долларов, призванной поддержать выпуск экологически более чистых легковых авто и комплектующих к ним.
Официально Министерство энергетики США не закрывало ATVM, но выдача субсидий в прошлом году на волне призывов к экономии на госрасходах почти не выдавались. По этой причине компании, которых поддерживало министерство, или отказались от грантов, как сделала «Coda Automotive Inc.», переведшая производство из штата Огайо в Китай, или вышли из игры, подобно «Bright Automotive», начавшая выпуск электромобилей, но в марте, не получив от министерства ссуды в 314 млн. долларов, прикрыла производство. Однако сейчас, полагает председатель Совета по защите природных ресурсов США Хванг, после победы Обамы, программа ATVM в том или ином виде заработает вновь.
Временно под сукно — на сезон предвыборных баталий — был положен и целый ряд новых регулирующих документов, касающихся автопрома, защиты окружающей среды и безопасности на дорогах, и, в первую очередь, по линии Агентства по защите окружающей среды (ЕРА) и Национально администрации по безопасности движения на трассах (NHTSA).
К примеру, автомобильные компании усиленно лоббируют принятие правительственного решения о распространении на всю страну более жесткого стандарта на качество топлива, уже принятого в штате Калифорния, так как уровень содержания серы в нынешних марках бензина слишком велик, новые катализаторы быстро выходят из строя. Однако владельцы нефтеперегонных заводов менять стандарты не хотят, а их грозное лобби в конгрессе редко соглашается с доводами администрации Обамы. Теперь чиновники должны решить, насколько важна для автопроизводителей и здоровья населения проблема перехода на более чистое (с меньшим содержанием серы) автомобильное топливо для того, чтобы ввести новые стандарты и обосновать повышение его цены на несколько центов за галлон, которое могут запросить владельцы нефтеперегонных заводов.
Другая проблема была обозначена NHTSA еще в 2008 году. С целью снизить число детей, погибающих под колесами транспортных средств, двигающихся задним ходом, оно предложило обязать автомобильные компании, начиная с 2014 года, оборудовать все выпускаемые автомобили – грузовые и легковые, — видеокамерами заднего вида. В начале года Белый дом приостановил введение этой обязательной нормы для того, чтобы рассмотреть возражения автопроизводителей. Видеокамеры заднего вида добавят к стоимости новой автомашины от $58 до $203 в зависимости от того, предусмотрено ли на данной модели установка дисплея. Официальные представители Альянса автопроизводителей США не без цинизма известили чиновников, что спасение детских жизней с помощью таких видеокамер обойдется в $11 млн. на каждую из 200-240 ежегодно спасенных детских душ. Теперь Белому дому придется решить, перевешивает ли добавленная стоимость авто цену детской души, кроме того, их решение окажет заметное влияние на быстрорастущий рынок навигаторов и видеодисплеев.
Наконец, по мнению аналитиков, представители Белого дома в Национальном совете по трудовым отношениям продолжат продавливать интересы профсоюзов. В частности, администрация будет пробивать в Конгрессе закон, отменяющий обязательное тайное голосование для разрешения трудовых конфликтов на предприятиях автомобильной промышленности.