Кроме Honda Crosstour, здоровенных полноприводных хетчбэков по цене «около двух миллионов» на отечественном рынке не сыщешь. Посему хочешь не хочешь, а сравнивать его придется с чем-то максимально приближенным, то есть с универсалом. Причем своего рода критерием подобия помимо полноприводности будет ориентирование на цену.
Таким требованиям удовлетворяет крайне узкий круг машин-кандидатов, и одна из них — Volvo XC70. А учитывая цену, конкретно XC70 с 2,4-литровым дизелем под капотом. Тем более что в прошлом ее модель-предшественницу звали Cross Country. Тоже, так сказать, cross…
Хоть мы и договорились не особо сосредоточиваться на различиях во внешнем дизайне машин, вообще проигнорировать эту тему было бы неправильно.
Даже при поверхностном взгляде на Crosstour понимаешь, что эта машина не от мира сего. В том смысле, что ее явно создавали на потребу не российской и уж не европейской публике. Такой размах и дизайн в чести за океаном, где уже многие десятилетия царит культ машин с пропорциями песковозной баржи. Внушительные свесы, огромная фальшрадиаторная решетка, нескончаемый капот — сплошное «раззудись, плечо» по-американски. Да и формфактор тут, как уже говорилось выше, достаточно своеобразный. Когда Honda Crosstour только-только появилась на нашем рынке, у общественности была еще свежа в памяти российская премьера Porsche Panamera. И за сходство в экзотическом тогда для нас типе кузова остряки немедленно присвоили Crosstour титул «Панамера» для бедных».
Volvo XC70 на таком фоне выглядит настоящим адептом «европейскости». Причем крайне ортодоксальным. Надо заметить, кубизм в дизайнерской школе шведской компании испокон веков считался основой основ эстетики. Как бы кто из шеф-дизайнеров марки ни пытался в течение десятилетий опиливать грани машин Volvo, сущность оставалась неизменной. Шведский кубизм может мутировать в соответствии с текущей автомобильной модой, но истребить его окончательно пока никому не удавалось. Но это на самом деле совсем неплохо. Выхватывая «шведов» в дорожном потоке среди всех этих «кинетических дизайнов», «струящихся линий» и прочих уже особо не отличимых друг от друга продвинутостей, на консервативной «коробочке» той же XC70 взгляд может по-настоящему отдохнуть, а разум — вспомнить о бессмысленности гонки за вечно недосягаемой модой. В общем, дизайн старого доброго «сарая» Volvo XC70 никогда не останется без преданных поклонников.
Как, собственно, и интерьер шведской машины. Ему, конечно, уже сто лет в обед, но кого волнует, что музыке Бетховена уже лет двести?! Любители классики — порода неистребимая, так что маркетингу шведов опасаться спада продаж явно не стоит. Все та же электронная приборная панель, прекрасно читаемая и логично организованная. И все так же бликующая, как ни регулируй яркость, при определенном положении над горизонтом встречного солнца. Все та же «летящая» центральная консоль, несущая кнопки управления всеми мультимедиа машины. Если автору не изменяет склероз, то сей дизайнерский прорыв уже разменял второй десяток лет. А сохранил адекватность современности — как мамонтенок в вечной мерзлоте. Ну и как же без нее, без фирменной маркетинговой фишки: кнопочки и индикаторы всевозможных систем безопасности (предупреждения столкновений на малой скорости, обнаружения машины в мертвой зоне, безопасной дистанции и прочие штучки). В повседневной жизни большинство из них водителя просто раздражают, и он их отключает. Да, они такие. Но если хотя бы разок вся эта слишком умная электроника спасет от аварии, то бог с ней, пусть уж лучше работает…
Интерьер Honda Crosstour похвастать подобным трудовым стажем не может. Хотя он увидел свет заметно позже, считать его заметно лучшим не получится. Как и в случае с Volvo, уникальностью он похвастать тоже не может. Впрочем, оно и понятно: в основе Crosstour — полноприводная «тележка» Accord, и родственные корни явно прослеживаются не только в технической части, но и в дизайнерских решениях. Кстати говоря, «американистость» японской машины ощущаешь сразу, как только оказываешься в ее салоне: плосковатые широкие сиденья и внушительное пространство между локтями передних седоков сомнений не оставляют. В XC70 такого ощущения не получишь. Кстати, о просторе. Посадка «сам за собой» в этих авто демонстрирует, что Crosstour — безусловный лидер. Простор для коленей заднего пассажира «внушает». В Volvo коленки в сиденье водителя, конечно, не упираются, но и такого запаса свободного пространства не замечаешь.
А вот по способности к всевозможным трансформациям и обилию ящичков, багажных сеточек и отделений «швед» на этот раз впереди. У Crosstour, конечно, багажник тоже немаленький, а при сложенном заднем диване легко вмещает длиннющие предметы, но в удобстве и вариантах использования ему с XC70 не сравниться.
А еще Honda Crosstour держит в строжайшей тайне расход топлива своего 3,5-литрового 275-сильного V-6! Ориентируясь на положение стрелки указателя уровня топлива и показателей счетчика на бензоколонке, расход при езде по трассе можно принять равным примерно 12,5 литра на сотню километров. На этом фоне шесть литров дизтоплива, «съедаемые» 2,4-литровым 163-сильным шведским двигателем на 100 км шоссе (по борткомпьютеру!) XC70, выглядят куда приятней. А по динамике, как ни странно, машины достаточно близки: девять секунд до «сотни» у Honda против десяти у Volvo. Скорее всего дело в «дизельном» крутящем моменте «шведа», а также в большей экономичности (в энергетическом смысле) его 6-ступенчатого «автомата» против 5-ступенчатого у «японца».
Раз уж обе испытуемые машины полноприводные, обойти вниманием их внедорожные свойства было бы непростительно. Спрашивать с них как с полноценных внедорожников никто не собирается. Однако с учетом дорожного просвета и свесов, конечно, какие-то вездеходные способности машины демонстрировать должны. То есть ровная, но скользкая грунтовка без серьезной колейности или что-то подобное, но в ледяном исполнении теоретически не должно составить особых проблем для обеих машин. Для преодоления означенной грунтовки у Honda Crosstour пришлось нажатием кнопки отключить систему курсовой устойчивости, которая в случае скольжения или пробуксовки того или иного колеса подтормаживает его или, если «мозги» посчитают нужным, «душит» мотор. В этом случае Crosstour буксовал, но греб и полз по глиняной слизи туда, куда просили.
А создатели Volvo XC70 сочли, что электронные мозги их детища в любом случае лучше знают, что делать, нежели тупой среднестатистический водитель! И потому систему стабилизации этого полноприводного авто отключить нельзя. Только перейти в спортивный режим, когда она позволит вам чуть-чуть побуксовать, а потом все равно начнет вас стабилизировать. На трассе это, конечно, полезно. А вот ползти по грязи вслед за Crosstour она отказалась категорически: уже в 15 метрах от асфальта вольвовская DSTC успешно «стабилизировала» машину поперек ровной, но скользкой дороги… К счастью, выбраться обратно на твердое покрытие удалось относительно быстро — изрядно подергавшись и заплевав всю машину грязюкой. «К счастью» — исключительно потому, что буквально через минуту после спасения XC70 из лап российской действительности на тот же самый проселок свернула вазовская «классика» и, вульгарно повиливая «кормой», бодро скрылась в дождливой дымке подмосковного поля. Позора в глазах аборигенов избежать удалось, но осадочек остался…