Он укрепил финансовой подпоркой весьма шаткое, если не аховое положение транcнационального автогиганта GM, чем вызвал у ряда американских аналитиков ехидный перепев известной сентенции Генри Форда I : «Что хорошо для GM, не всегда хорошо для Америки». Однако, стоит отметить, что и Путин и Обама в преддверии президентских выборов прозорливо оценили потенциальный вес голосов избирателей, работающих в автопромышденности.
По крайней мере, за взятые в залог правительством США 500 млн. акций, GM получил 51 млрд. долларов и этот рисковый шаг, сделанный в 2009 году, помог Бараку Обаме обогнать Митта Ромни в нынешней президентской гонке за голоса выборщиков в колебавшихся штатах Среднего Запада, где раcположены многие предприятия GM и ее «дочки» «Chrysler».
Теперь, как замечает экономическое агентство Блумберг, наступил трудный период освобождения казны от тяжелого бремени джиэмовских акций: налогоплательщик уже возместил казне $24 млрд. из заема, предоставленного GM, но по-прежнему «владеет» 32% акций корпорации, а дальнейшая продажа этих активов по текущей биржевой цене нанесет урон казне в $14 млрд., так как эти ценные бумаги подешевели почти наполовину.
Вопрос теперь в том, когда и как казне продавать оставшиеся акции. Конечно, выпуск этих залоговых акций на рынок поднимут и их стоимость, и финансовый имидж корпорации. Но в условиях, когда европейские убытки GM за прошлый год составили $1,8 млрд, а экономика Китая (с его огромным авторынком и множеством джи-эмовских СП) замедлила бег, перспектива двойного повышения цены этих акций призрачна. По мнению Филлипа Свагеля, замминистра финансов США по экономической политике в правительстве Дж.Буша, администрация Обамы не будет ждать той поры, когда акции GM принесут казне прибыль, так как знает, что этого не случится. «Правительство выждет определенное время после прошедших выборов, так как общественность внимательно следит за тем, как проходит налоговая реформа и заделываются фискальные бреши, после чего начнет потихоньку продавать эти акции». Вряд ли Обама станет продавать сразу в один прием все 500 млн. акции GM, как предлагал Митт Ромни, поскольку это подстегнуло бы опасения инвесторов в том, что самый крупный держатель этих акций намерен взорвать биржу их демпиговым вбросом. Скорее всего, казначейство будет избавляться от этих акций дозировано в течение определенного периода. Распоряжаясь акциями GM, как и акциями банков и страховых компаний, которым помогло правительство, разъясняет замминистра финансов по вопросам финансовой стабильности Тимоти Массад, «мы продолжим сбалансировано продавать акции в зависимости от состояния рынка с максимально возможной выгодой для налогоплательщика».
«У GM есть ликвидные средства для выкупа у правительства своих акций, сообщает Бриан Джонсон, аналитик из «Barclays Plc», и если Обама объявит о начале продаж акций корпорации, это пойдет на пользу обеим сторонам. Дело в том, что сообщение о скоординированной продаже акций казной и их покупкой GM реально взбодрит финансовый рынок, цена акций пойдет вверх, так как инвестор увидит, что казначейство начало избавляться от перегрузки. И если GM выкупит 40% своих акций примерно за $5,6 млрд., то это прибавит 12% к стоимости оставшихся у правительства акций».
Кстати сказать, на залоговых акциях GM (шутники в связи с этой операцией по спасения корпорации от банкротства уже переиначили «General Motors» в «Government Motors» — «Правительственные Моторы») многие бизнесмены надеются прилично заработать. Так, финансовая компания из Техаса «South Texas Money Management», купив в феврале 500 тыс. акций корпорации, ожидает, что по мере оживления рынка их цена возрастет на 30-50%.
По мнению обозревателей, Обама начнет продажу акции GM во время детройского автосалона (он пройдет в январе), на котором корпорация покажет новую версию своей самой продаваемой модели – пикапа Chevrolet Silverado. Возможно, эта новинка поднимет стоимость акции GM до $33 за штуку – цена, обещанная менеджментом корпорации в 2010 году. Сейчас она равна $23.
Для Обамы главный результат заема, выданного из казны GM под залог акций – доброе финансовое здоровье корпорации, ведь без помощи правительства было бы закрыто миллион рабочих мест. Этим противоречивым с точки зрения общественного мнения спасением частной компании за счет денег налогоплательщика еще очень долго будут пенять правительству. Но дело в том, что администрация Обамы сумела превратить дело с выдачей заема GM в историю с счастливым концом. И она вовсе не готова публично признать, что казна в результате понесет убытки. И все это понимают, но профсоюзы понимают и то,что тем самым были сохранены рабочие места.
Мы уделили столько внимания подробностям спасения GM за счет налогоплательщика лишь для того, чтобы показать различие рыночных и правительственных подходов в США и России. Ведь отечественный налогоплательщик до сих пор не знает, каким образом и когда будет погашен долг тольяттинского автогиганта бюджету в 60 млрд. рублей.