И, заметим, кривая аварийности пошла вверх не сегодня. Это уже многолетняя тенденция. Что, впрочем, не мешает придорожным полицейским не только рапортовать об успехах, отчитываясь об освоении бюджетных средств в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» ($2 млрд.), но и получать новые ассигнования на те же цели (аналогичная ФЦП рассчитана до 2020 года и тянет уже на $3,3 млрд.).
Странно, конечно, что высшие российские власти не видят, что выделяемые ими деньги уходят в лучшем случае на наглядную агитацию, а так растворяются в зарплатах, оргтехнике, сомнительных коммерческих начинаниях дирекции ФЦП и аффилированных с нею бизнес-структур. Но только не на безопасность дорожного движения. (Кстати сказать, некоторые эксперты, в том числе и глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, считают, что цифры смертности на дорогах занижены минимум в два раза.
Не менее странно, что высшее чиновничество не замечает игрищ местных бюрократов, повсеместно увлекшихся массовым развешиванием камер фото- видеофиксации нарушений ПДД (в одной Москве их буде скоро около 800 штук). Десятки, сотни миллионов бюджетных же рублей уходят на их закупку и обслуживание, а аварийность продолжает расти. Та же Первопрестольная занимает сегодня лидирующие позиции в стране как по числу камер фиксации, так и по аварийности. Всего же в стране через системы автоматической фиксации штрафов выписано за эти же десять месяцев - 17 млн! Даже если предположить, что все штрафы были минимальны (300 рублей), то на круг все-равно выходит цифра дохода в 5 млрд.100 млн. рублей. Неслабый гешефт на ниве безопасной езды. Только вот на долю лихачей, нарушающих скоростной режим, выезжающих на «встречку», игнорирующих запрещающий сигнал светофора (главные «клиенты» видеокамер) пришлась львиная доля погибших — более 20 000 человек. Другими словами, на безопасность дорожного движения дорогущие гаджеты влияния не оказывают. Хотя предполагалось, что дадут сильный профилактический эффект. Упс-с-с! Единственное, на что они способны, так это на пополнение казны субъекта федерации, в котором установлены. Согласитесь, лихо придумано — на деньги налогоплательщика ставить электронные ловушки на того же налогоплательщика. Да еще под лозунгом повышения дорожной безопасности.
И ладно, если бы «штрафные» деньги шли на благое дело. Например, ремонт-строительство дорог. Так нет! Согласно все той же гаишной статистике, в авариях, случившихся из-за отвратительного состояния трасс и направлений за десять месяцев погибло 5666 человек — четвертая, по сути, часть от общего числа дорожных смертей. В прошлом году, заметим, эта цифра была на целых 5% ниже. И что же, это во властных коридорах кого-нибудь заботит? Депутаты ужесточают уголовное (ну хотя бы административное) наказание для бракоделов-дорожников, чиновников, ответственных за состояние улично-дорожной сети, гаишников, не закрывающих для движения особо опасные участки?
Разумеется, нет. Зато, вылизывая известную высокопоставленную задницу, с фанатичным упорством шахида-смертника отстаивают маразматическое правило нулевого промилле, существование которого в природе отрицают ученые. И при этом ужесточают до страшного наказание для подвыпивших рулевых. Хотя, на секундочку, из 170 091 аварии, случившихся в стране за рассматриваемый период, «пьяных» было только 10 876 (из-за плохих дорог зафиксировано 34 000 — в трое больше!). При этом значительная их часть произошла не по вине водителей под хмельком. Но даже у многих из тех, кото был признан пьяным, пресловутые промилле составляли ничтожные доли процентов — часто в рамках арифметической погрешности.
...Короче говоря, становится очевидным, что ГАИ понятия не имеет, как бороться с аварийностью. Причем даже повышение штрафов, в последнее время происходящее в стране с регулярностью раз в полгода, должного эффекта не дает (тем не менее очередной виток закручивания гаек состоится буквально на днях), повышая лишь коррупционную составляющую автомобильной жизни. При этом люди в погонах и на пушечный выстрел не подпускают к проблеме гражданских специалистов. Впрочем, это тема отдельного разговора.