В наших условиях это может означать все что угодно: от отправки на почетную пенсию в результате подковерных интриг до отставки в стиле «а-la monsieur Сердюков»... Известно лишь, что миссия не оставить без человеческого тепла кресло Чабунина уже поручена Роману Старовойту. Этот чиновник аппарата правительства РФ до последнего времени курировал строительство объектов к Олимпийским играм 2014 года. Кроме того, не самым последним обстоятельством можно считать тот факт, что в правительство РФ он прибыл в «свите» министра транспорта Максима Соколова в 2012 году. Ранее последний возглавлял в Северной столице местный комитет по инвестициям и стратегическим проектам правительства, а господин Старовойт служил при нем заместителем.
Надо понимать, что каждому министру транспорта нравится, когда Автодором руководит свой человек, а не «осколок прошлого», оставшийся на столь лакомой должности от времен предыдущего министра.
Напомним, что г-н Чабунин рулил дорожным строительством в стране с 2009 года. Это при нем появились платные дороги - отремонтированные и построенные за счет средств налогоплательщиков. А плата за проезд по ним теперь идет на счета частной фирмы. По странному стечению обстоятельств, ею оказалась структура, контролируемая гражданином по фамилии Ротенберг – большим советским дзюдоистом и, как считается, старым товарищем нынешнего президента...
Чем запомнился Анатолий Чабунин на дорожном поприще, так это постоянными сетованиями на недостаток денег на строительство и ремонт дорог! Какие бы суммы ни выделял бюджет – все было мало начальнику Росавтодора. И улучшить ситуацию с дорогами России он предлагал исключительно за счет увеличения финансирования в разы.
Правда у сторонних наблюдателей складывалось иное впечатление относительно того «как нам обустроить дороги России». Например, глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин еще пару лет назад на заседании Балтийского пресс-клуба заявил, что сметы на строительство дорог в России выше, чем где бы то ни было в мире. «Сооружение 1 км дороги в РФ обходится в 2,6 раза дороже, чем в Европе, в три раза, чем в США, и в 7,5 раз, чем в Китае», — пояснил Степашин. Главными причинами этого он назвал слабый контроль за строительством дорог, слабый менеджмент, «откаты» и неправильное проектирование.
Но г-н Чабунин всегда с ходу отметал подобные инсинуации, утверждая, что в его «Багдаде все спокойно», идеально и оправданно... Между тем, по оценке экспертов, от 10 до 50% средств, заложенных в дорожных сметах, уходит на «откаты» чиновникам. Косвенным доказательством этого может служить то, что себестоимость работ ежегодно растет, в среднем, на 25—40%. Нынешней российской инфляции подбные темпы и не снились.
Характерно, что именно при г-не Чабунине государство без тени смущения спокойно переплачивало (и продолжает переплачивать!) российским подрядчикам десятки миллиардов долларов из карманов налогоплательщиков. Неудивительно, что этот рынок наглухо закрыт для иностранных компаний. Для сравнения: сейчас 1 км четырехполосной автострады обходится в Китае в $2,9 млн., в Бразилии — в $3,6 млн., в США — $4 млн. 1 км первоклассного автобана в Германии стоит 8 млн. евро ($9,8 млн.).
«На 1 км дороги у нас уходит 514 млн. рублей», — сообщил не столь давно президент Российского союза строителей (РСС) Владимир Яковлев. То есть 1 км российской дороги стоит более $17 млн. И это не предел. Стоимость 1 км трассы на участке автодороги Москва — Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км составила $134 млн. 1 км дороги Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга обошелся в $142 млн...
Строители и дорожные чиновники обычно оправдывают это тем, что в эти суммы заложены не только расходы на само строительство, но и на выкуп земли у собственников, и на перекладку коммуникаций, и прочие накладные расходы. Но никто из них, дабы оправдаться в глазах общества, до сих пор даже не подумал обнародовать «очищенные» от подобныой шелухи суммы затрат на, собственно, строительство. Хотя любой квалифицированный бухгалтер строительного профиля в состоянии это сделать достаточно быстро. Но почему-то не спешат дорожно-строительные бизнесмены и чиновники «отделять мух от котлет». Видимо, в этом случае даже неспециалисту слишком уж просто будет подсчитать, сколько миллионов с каждого километра дорог растворяется в окружающей действительности, благодаря оформленным в строгом соответствии с законами «откатам-распилам».
Эта система создавалась при г-не Чабунине. И, судя по всему, будет исправно действовать и при его преемнике: ведь только сумасшедший будет резать курицу, несущую золотые яйца. А в руководстве страны таких стараются не держать...