Как замечает один из аналитиков европейского авторынка Анна Бётнер, тупой и скучный радиоприемник теперь «не пляшет». Но вся беда в том, что производитель за эти навороты не может требовать с покупателя дополнительных к базовой цене денег. Ведь в Европе на авторынке новых авто идет ценовая война и ставки очень высоки. Производители массовых серийных моделей отчаянно бьются за свою долю пирога в рыночном сегменте компактных авто (1,6 млн. продаж за первые шесть месяцев текущего года), не менее привлекателен и сегмент субкомпактов — 1,5 млн. штук за тот же период. Потому бренды добавляют в эти относительно дешевые модели высоко-технологичные фишки «за просто так», чтобы придать им особый современный привкус технического комфорта.
Возьмем, к примеру, новую версию Renault Clio, появившуюся на рынке в октябре. По словам вице-президента бренда по миникарам и субкомпактам Али Кассаи фирма решила добавить хайтек-гаджеты без дополнительной добавки к цене. Идея в том, что для успешных продаж хорошо упакованной Clio при этом уже не потребуется устанавливать какие-либо скидки, на которые идут конкуренты. «Вместо скидок мы предлагаем повышенные потребительские качества», — поясняет Кассаи. И действительно, покупателю модели предлагается электрический усилитель руля с изменяемыми характеристиками, камера заднего вида, новейшие подушки безопасности. Но главная «фишка» — хайтек-система инфотэйнмента R-Link, которая дебютирует на борту новой Clio, а позже будет устанавливаться на готовящемуся к выпуску субкомпактном электромобиле Zoe. Таким образом, купив Clio клиент на смешные деньги получает еще и современный компактный компьютер, вмонтированный в месте с дисплеем в консоль, который обеспечит ему не только качественные навигацию и аудиоуслуги, но и Tweeter плюс получение e-mail почты.
Не желая отстать от конкурента, PSA добавит в базовую версию Peugeot 208 свой набор инфотэйнтмента в виде аналога системы «Peugeot Connect Apps», которая использует в качестве экрана дисплей навигатора.
«Volkswagen» оснащает новый Golf люксовой системой автоматического экстренного торможения при возникновении опасности столкновения с чем-либо на дороге. Эта же система одновременно подтянет ремни безопасности и поднимет стекла в дверных окнах, чтобы обеспечить нормальную работу боковых подушек безопасности. А если после столкновения автомобиль продолжит движение, эта же система «нажмет на тормоза» чтобы избежать нового ДТП. К тому же этот Golf «вооружен» адаптивным круиз-контролем, сенсорами, удерживающими авто в выбранной полосе движения. А если водитель, устав, начнет вести машину опасно, с ошибками, то в салоне раздастся сигнал тревоги. Наконец, к услугам пассажиров управляемая сенсорным экраном система инфотэйнтмента с WiFi с доступом в Интернет для смартфонов, «падов» и ноут-буков.
«Opel/Vauxhall» тоже не отстает и добавил в оснащение новой версии миникара Adam дорогие продвинутые гаджеты и устройства. Например, систему оповещения об опасности в мертвой обзорной зоне, систему помощи водителю при парковке.
Однако, остается интересный вопрос: каким образом производитель компенсирует установку люксовых систем в дешевые авто? Ответ уже найден. Во-первых, бренды рассчитывают на массовое производство этой хайтек-техники глобальными производителями, что приведет, несомненно, к снижению его стоимости. Во-вторых, производители, скажем, систем безопасности и инфотэйнтмента могут предложить такие устройства, которые получают новые качественные характеристики исключительно за счет нового программного продукта, а не «металла». Так, видеокамеры, используемые для сигнализации об уходе авто с выбранной полосы движения, могут использоваться и для считывания дорожной разметки и знаков. Они же могут работать в системе предупреждения об опасности столкновения с препятствием на дороге.
Такое «совмещение обязанностей» позволяет существенно снизить стоимость устройств. При этом в организации такого «совместительства» участвуют все ведущие мировые производители систем инфотэйнмента и безопасности, что позволяет значительно уменьшить себестоимость, увеличить объем производство таких устройств, что снижает цену на рынке – то есть для автопроизводителей, закупающих эту технику, в разы, если не на порядок.
А проблема возникает у производителей авто премиум-класса, для которых «демократизация» люксового оборудования снижает привлекательность их дорогих моделей. И им сейчас, когда автоиндустрия повернула стрелки на внедрение хайтека в дешевые серийные авто, придется придумать что-то новенькое.