Разумеется, говорить о стагнации пока рано, для этого нужно дождаться результатов хотя бы первого квартала 2013 года (а лучше полугодия), чтобы сравнить их с годом нынешним и проследить вновь сформировавшиеся тенденции. Тем нет менее, о том, что конец 2012-го будет куда менее жирным, чем его начало аналитики стали говорить еще в июле, прекрасно при этом понимая, что дилеры приложат все усилия, чтобы нагнать статистику и закончить отчетный период на мажорной ноте. Реально же мы не растем еще с сентября...
Впрочем, статистика Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) пока относительно позитивна: в ноябре отечественные автопродавцы реализовали 240 322 машины, против 239 392 машин в ноябре минувшего года. Это нулевой рост, но не отрицательный. С другой стороны, председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, комментируя итоги месяца, дал понять, что в ближайшие месяцы динамики ждать не стоит. С другой стороны, Америку он, в общем-то, не открыл – в декабре все обычно ждут посленовогодних скидок и акций, да и после праздников россияне обычно раскачиваются довольно долго. Именно по этой причине наиболее показательным станут именно совокупные показатели, демонстрирующие состояние рынка в первом квартале, а потом и в полугодии.
К слову, если судить об общих результатах, то в этом плане у нас все в полном порядке. Пока европейские рынки теряют покупателей (от 3% в Германии до 20% во Франции), в России по итогам 11 месяцев зафиксирован 12-процентный рост продаж, который даже с нынешним нулем позволяет думать, что год мы закончим на с показателем 2,9 миллиона и сохраним за собой второе место в общеевропейском зачете (первой, очевидно, будет Германия, так как 2012-й , местные дилеры ожидают закончить на отметке 3,1 миллиона).
Но все это касается общих успехов, в личном же зачете в следующем году у некоторых производителей могут случиться даже прорывы. В частности, это касается «Nissan», который пригонит возрожденную и локализованную Almera, французского PSA, выпустившего на наш рынок пару трехобъемных близнецов Peugeot 301/Citroen C-Elysee и Peugeot 308/Citroen C4 L, кое-какие подвижки, видимо, случатся у «Mazda», что связано с локализацией кроссовера СХ-5 и запуском сборки и продаж нового поколения «шестерки», очевидно, увеличится рыночная доля и у корейских бестселлеров Hyundai Solaris и KIA Rio, а также у примкнувшего к ним VW Polo Sedan... Вот Logan в первые шесть месяцев будущего года клиентов может и растерять, что будет связано с ожиданием запуска второго поколения модели. Его продажи, кстати, заметно снизились уже сейчас (на 27%), и 10-процентный рост спроса на хэтчбек Sandero ситуацию не спасает.
В целом же в Топ-5 российского авторынка ничего не изменилось – первые 3 позиции по-прежнему за машинами из Тольятти, за ними идут разменявший вторую сотню тысяч Solaris и подбирающийся к 90-тысячной отметке Ford Focus.
Кстати, успехи в личном зачете с показателями в общем пока вяжутся довольно слабо. Если первое место волжан, несмотря на продолжающееся падение, пока непоколебимо, на втором вполне прочно обосновался «Chevrolet», на третьем – «Renault». Замыкают же пятерку KIA и родственный «Hyundai». «Ford» при этом оказался лишь на девятой позиции, пропустив вперед VW, «Nissan» и «Toyota». Последней в десятке обосновалась «Skoda», и, судя по показателям, Топ-10 самых спросовых в России марок до конца года не изменится. Максимум, что случится – перераспределение мест внутри десятки, в парах «Renault» – KIA и «Nissan» – «Toyota».