Цель акции, получившей название «Народный патруль», в том, чтобы граждане, заметив пьяного за рулем, не только сообщали об этом ГАИ, но и до прибытия наряда вели за ним слежку на своих личных машинах. При этом до прибытия «группы захвата» добровольный помощник должен быть на связи с сотрудником инспекции и корректировать маршрут полицейских.
Когда же подозреваемого «повяжут», агент может отправляться по своим делам. Но если захочет — стать и понятым. Однако выгоднее оставаться инкогнито и понаблюдать, отпустит ли «группа немедленного реагирования» пьяного рулевого или займется оформлением. При первом варианте гражданин может вновь позвонить куратору и сообщить, что придорожные полицейские взяли, очевидно, «на лапу» или перед ними помахали крутыми «корочками». Хотя может случиться и такое, что секретный сотрудник ошибется, заподозрив ни в чем не повинного человека и, соответственно, зря обвинит приехавших гаишников во мздоимстве. Коллизия, учитывая до сих пор работающее в стране правило «нулевого промилле», может выйти очень нехорошая. Как, впрочем, и в случае, если за рулем окажется подвыпивший судья, прокурор, полицейский или бандит.
Именно поэтому участника проекта будут круто «шифровать» — каждый доброволец получит личный позывной. Таким образом, уверены в ГАИ, «информация будет поступать без сообщения личных данных участника. Данные добровольцев будут знать только куратор проекта и командир СБ ДПС».
Однако, учитывая повальную коррупцию нашего общества, покажется странным, если данные на людей, желающих таким вот образом проявить свою гражданскую позицию и нетерпимость к пьяной езде, рано или поздно не утекут на сторону.
Есть и другие сомнения в целесообразности подобных начинаний. Например, сексот может захотеть свести с кем-то личные счеты. Другая проблема в том, что слежка на автомобиле — занятие непростое, а для неподготовленного автовладельца — аварийно опасное. Особенно при одновременном разговоре с куратором, пусть и с помощью системы hands free.
С другой стороны, аналогичное начинание в Кирове, где, правда, инициатива пошла снизу (от гражданина, чья семья погибла в автокатастрофе по вине пьяного мерзавца), число людей, рискующих сесть за руль подшофе, заметно и значительно сократилось.
И если говорить о Мордовии, где по всей республике задерживают ежесуточно 15–20 нетрезвых водил (а в ее столице — 10–15), то инициатива местной ГАИ может принести неплохие плоды.
И, кстати сказать, первые добровольцы здесь уже начали патрулирование…