12162

Битва за кортеж

«Marussia» и ГАЗ включились в гонку за «членовозы»
Президент, в октябре заявивший о том, что новый лимузин для первых лиц страны уже готов и проходит испытания, похоже, по обыкновению, слукавил. Или ему соврали, что, по сути, одно и то же. ЗИЛ, похоже, не сдюжил, так как в проект допустили новичков.
Поделиться
Изображение Битва за кортеж

Впрочем, было бы очень странно, если бы проект под кодовым названием «Кортеж», который сулит очень качественный «распил» миллиарда (!) евро, так и остался бы на бумаге. Дело в том, что первоначально воссоздание отечественного лимузиностроения доверили проверенному ЗИЛу, который, по сути, уже лет десять является не автомобильным заводом, а землевладельцем, поскольку ни нормальных инженеров, ни производственных ресурсов в его активе не осталось (первых распустили, второе — разворовали). Достаточно сказать, что завод в последнее время не делал даже те ЗИЛы, на которых принимали парады Победы (их собирали в Нижнем). Последние лимузины на ЗИЛе были выпущены в начале нулевых, после чего их сборка была свернута.

«Распилить» миллиард евродолларов, положим, там смогли бы не напрягаясь, но в таком случае нужно еще и выхлоп продемонстрировать, а потерявший квалификацию землевладелец, как вы понимаете, даже нормальный концепт построить не в состоянии, не то что машину, и в Китае ее по-тихому не закажешь — первым лицам на них все равно ездить придется, а отдать проект на аутсорсинг на Запад тайно уже не получится, да и откатов оттуда уже не поиметь… В общем, список соискателей изменили и расширили, теперь концепцией для кортежа будут заниматься ГАЗ и небезызвестная нашим читателям «Marussia», подтянувшая под это дело спецов из НАМИ.

Минпромторг рассматривает два основных варианта производства представительского лимузина для высших госчиновников. «У каждого из предложенных вариантов есть бюджетная и внебюджетная составляющая, — заявил глава ведомства Денис Мантуров. — Если с ГАЗом, то будет чуть раньше, но там используются готовые шасси уже существующих зарубежных моделей в симбиозе с нашими. Если вариант с «Марусей», то это будет дороже и по срокам чуть дальше, начало первого производства — с 2015 года».

Тем не менее, по словам Мантурова, в последнем случае речь идет не только о лимузине, но и о микроавтобусе, и о внедорожнике, которые, впрочем, пойдут в серию не раньше 2017 года. Однако решение по этому вопросу будет принято уже в первом квартале 2013-го.

Что же касается озвученных министром сумм, то ориентировочная стоимость проекта, предложенного нижегородцами, составит около 4 миллиардов рублей, у «Маруси» же ценник почти в четыре раза выше — порядка 15 миллиардов.

Что ж, забавная получается картина. С одной стороны, ездить на «пульманах» при наличии собственного автопрома первым лицам государства и правда не комильфо. С другой стороны, зная, как в нашей стране реализуются столь масштабные (и затратные) проекты, можно быть уверенным в том, что процентов 70 из заявленной суммы осядет в карманах госчиновников. Поэтому не исключено, что Минпромторг в итоге возьмет за основу проект «Маруси», которая, напомним, ни одного толкового автомобиля за свою историю пока не сделала. И ко всему прочему в настоящий момент не обладает соответствующей конструкторской, технической и производственной базой.

Что же касается варианта с ГАЗом, то, несмотря на явную экономию во времени, его слабой стороной может стать цена (десятая часть от заявленного бюджета), а также использование импортного шасси. Тем не менее, позиции нижегородцев пока выглядят предпочтительнее, поскольку на заводе сохранилось необходимое оборудование и персонал, обладающий соответствующей квалификацией.

Чем все это закончится, мы узнаем через несколько месяцев, пока же о будущем сценарии развития программы не знают даже власть имущие. Хотя отказ от комментариев в данном случае ни о чем не говорит…