И в этом можно уже не сомневаться. Ну ездили высшие лица государства Российского на «пульманах», и ездили бы дальше: 800–900 тысяч евро за машину — деньги, конечно, большие, но деваться-то особо некуда, в конце концов, администрация Ангелы Меркель платит за них почти столько же... Но то Меркель, а у нас Путин — такой же член «Большой восьмерки», как и фрау немецкий канцлер. Проблема в том, что она ездит на авто, созданном в родной Германии, а наш глава — на импортном лимузине. И он единственный из глав входящих в «восьмерку» государств, кто вынужден передвигаться не на своем, а буржуйском броневике. Не комильфо, видите ли! Престиж государства…
Именно поэтому и был реанимирован тот самый зиловский прожект, покрытый пылью. В принципе, если бы ЗИЛ не пребывал в коматозном состоянии и действительно занялся разработкой машины, а не попыткой позвенеть медалями и соскрести плесень со своих прежних достижений, через годик-полтора, вполне возможно, родил бы что-нибудь стоящее, однако полное отсутствие управленческой и инженерной мысли привело к… выкидышу. В итоге ЗИЛ 4112Р оказался мертворожденным. Формально Путин отправил машину на доработку, реально же москвичам дали понять, что они, мягко говоря, не справились. Поскольку даже далекий от автомобильных дел человек прекрасно понимает: дорабатывать машину им просто нечем – у ЗИЛа нет ни инженеров, ни ресурсов, ни оборудования, так что дальнейшая борьба за право освоить миллиард евро и стать главным идеологом «Кортежа» развернется между ГАЗом и объединившейся с НАМИ, но так и не определившейся с собственным статусом «Marussia». Кто из них пойдет дальше, будет решено в первом квартале 2013 года, когда Минпромторг окончательно отойдет от новогодних празднеств.
Остается добавить, что ориентировочная стоимость проектов пока оценивается в 4 и 15 миллиардов рублей соответственно, при этом в Нижнем за сей скромный (по меркам заявленного объема финансирования) бюджет грозятся создать лишь лимузин, главная же надежда российского автоспорта за вчетверо большую сумму выкатит еще и внедорожник с минивэном, а может быть, и что-то еще. Впрочем, эти цифры пока очень ориентировочные. Зная традиционную для России чиновничью забаву — иметь свой интерес в любом госпроекте, рискнем предположить, что суммы увеличатся как минимум в разы, а как максимум — на порядок. Проблема лишь в том, что «порядок» этот возьмут из наших с вами налогов. Поэтому нам вариант с «пульманами» пока нравится больше, даже если он и подрывает престиж страны в глазах предпочитающих собственный автопром лидеров «Большой восьмерки». Дело в том, что на миллиард евро можно купить 1100 нынешних президентских лимузинов...