Если кто запамятовал, ОСАГО в нашей стране ровно 10 лет: сам закон депутаты приняли в апреле 2002-го, а с января 2003 года каждый законопослушный автомобилист был обязан ездить со стикером на ветровом стекле и полисом в кармане. За это время, напомним, многое случилось. В частности, большинство из нас выяснили, что ничего не понимают ни в страховании, ни в соответствующей терминологии, а те, кто в курсе этих дел, но при этом не имеют отношения к российскому страхованию, как оказалось, понятия не имеют, что есть «убыточность». Если во всем мире под ней подразумевают ситуацию, когда расходы превышают доходы, у РСА – необходимость компенсации пострадавшим. Иными словами, любой живущий в России homo sapiens, должен был уяснить, что в своем нынешнем состоянии ОСАГО – натуральная обдираловка, чисто коммерческий проект, никоим образом не связанный ни с безопасностью на дорогах, ни с возмещением убытков после ДТП.
Многих, разумеется, это не устроило, и в результате в ходе второй пятилетки мы получили практику прямого урегулирования убытков (когда за компенсацией пострадавший обращается к своему страховщику, а не к чужому, который в этом, естественно, абсолютно не заинтересован) и чахлые, но зачатки «европротокола». Но главное – постановление пленума Верховного суда под номером 17, в котором черным по белому прописано то, что отношения между клиентом и страховыми компаниями должны подпадать под действие закона «О защите прав потребителей», которое явилось достаточно мощным рычагом в борьбе автовладельцев за собственные деньги и права.
Последнее, к слову, очень важно, поскольку именно благодаря этому постановлению, автомобилисты получили право судиться с нерадивыми страховщиками «на своей территории», а также право взыскивать с них штраф (50% от суммы) за неправомерную задержку выплаты. Однако, новые поправки к закону об ОСАГО, это постановление, по сути, и нивелируют.
Что бы ни один пленум какого-то там ВС больше не мешал страховщикам работать, глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина предложила законодательно закрепить право последних на «свои» суды, то есть вернуть все доходящие до храма Фемиды дела «прикормленным» служителям, и примерно вдвое сократить штрафные санкции, предусмотренные за просрочку, подспудно освободив их от необходимости оплачивать моральный вред.
Притом, аргументы все те же: в судах, расположенных по месту жительства истца, может не оказаться квалифицированных экспертов, судьи, как правило, не вникают в специфику и просто выносят решения в пользу слабейшей стороны, зачатую действуя на руку аферистам, штрафы же («неоправданные и незаслуженные») – просто провокация, попытка заработать деньги…
Страховщики, разумеется, рукоплещут. Но кто бы не рукоплескал, когда речь идет о сумме в 40-50 миллиардов в год? И это только по ОСАГО, у многопрофильных СК, напомним еще куча направлений… В общем, дальнейшая полемика тут абсолютно бессмысленна: этот бизнес гласу народа не внемлет, поскольку народ для него – дойная корова. Что такое «прикормленный судья», все в курсе, расторопность ничем и никем не контролируемых (разве что профильными законами) страховщиков – тоже, не говоря про их «желание» расставаться со «своими» деньгами. А деньги, собранные с автовладельцев они считают именно своими, отсюда, кстати, и сказки про «убыточность», которую во всем мире называют стабильной 30-40-процентной доходностью.
Ну и добавьте сюда полутора-двукратное увеличение тарифов… Речь, кстати, идет о расширении до 400 тысяч рублей. Аналогичное добровольное расширение сегодня, напомним, стоит около 500 рублей, до миллиона – порядка 1200 рублей… С двукратным повышением, согласитесь, как-то не вяжется. Тем более, что это будет касаться не только желающих получить такую «подушку», но абсолютно всех автомобилистов страны. Так что через год страховщики надоят с населения не 100 миллиардов, а 150-180, а выплатят уже не 60 миллиардов, а около сорока…
Кстати, исходя из их внутренней арифметике, проект все равно окажется убыточным. На 25 процентов.