6555

FIAT: быть или не быть

Известный итальянский концерн рискует стать самым крупным в истории автомобильным могильником
Несмотря на бравурные заявления Серджио Маркионне, проблемы FIAT уже более чем очевидны. Если прошлую волну кризиса концерн пережил довольно легко (за счет предшествовавшего банкротства и реструктуризации), то в этот раз все выглядит куда серьезнее.
Поделиться
Изображение FIAT: быть или не быть

Во-первых, на плечах итальянцев завис полумертвый «Chrysler», который и хоронить жалко, и вытягивать дорого. Во-вторых, в корпоративном портфеле присутствуют «Alfa Romeo» и «Lancia», от которых ко второму десятилетию нового века остались лишь былые заслуги и воспоминания. В-третьих, не благоденствует сегодня и сам FIAT… В общем, проблема на проблеме, причем решать их придется комплексно, в противном случае выживших в этой группе будет очень немного.

И в первую очередь это, как бы странно такое заявление ни звучало, касается итальянских марок, особенно некогда крайне амбициозной «Alfa Romeo». Ее возрождение потребует гигантских усилий, поскольку в арсенале бренда сегодня есть лишь два автомобиля (MiTo и Giulietta), в следующем году к ним добавится родстер С4, но до 2015 года в полном объеме его делать не будут. Кроме того, это нишевая модель, так что спрос на нее, очевидно, окажется куда меньше, чем на аналогичные авто от BMW или «Audi». Впрочем, «Alfa Romeo» и без того давно перестала считаться массовым производителем, в этом же году она и вовсе продаст меньше 100 тысяч машин, и чтобы выправить положение (включая позиционирование, технологии), по некоторым оценкам, понадобится порядка десяти лет. Вопрос, есть ли это время у «Альфы». Кроме того, очень остро тут стоит и проблема с дилерами и развитием сети, которая, по сути, является главным препятствием. Однако, что характерно, в новом стратегическом плане Маркионне этот вопрос не освещен.

Второй проблемный бренд — «Lancia». Формально спрос на него довольно высок, однако здесь стоит учитывать тот факт, что востребован он в основном на внутреннем рынке, где расходится порядка 80% автомобилей. Но даже в этом случае большинство клиентов хотят лишь Ypsilon, на который приходится около 60% продаж. Таким образом, «Lancia» держится за счет одной модели и поддержки соотечественников, и если что-то одно отвалится, марка умрет быстрее, чем британский «Rover».

Что же касается FIAT, то здесь ситуация лучше, но также далека от идеала. Во-первых, у бренда есть лишь одна по-настоящему сильная модель — FIAT 500, с помощью которой, собственно, итальянцы и наполняют «потребительскую корзину» (напомним, что помимо массы вариаций «пятисотки» за последние годы на ее базе построили и компактвэн, и кроссовер). Понятно, что проблем со спросом сити-кары в Европе не ощущают и вряд ли ощутят в ближайшем будущем, но на самом деле эта система устойчива как перевернутая пирамида…

И нормально поддержать ее сможет лишь «Chrysler», поскольку и «Alfa Romeo», и «Lancia», по сути, оказались внутри нее, а не снаружи. Согласно недавно озвученному «плану Маркионне», до 2016 года представительство «американцев» в корпоративной линейке заметно возрастет (таким образом, концерн увеличит свою совокупную линейку на 19 позиций, в числе которых будут девять Alfa Romeo и шесть Maserati). Причем эти авто будут производиться в том числе и в Европе.

Кстати, за счет этой внутрикорпоративной кооперации FIAT планирует загрузить существующие производственные мощности в Италии, которые в настоящий момент работают с 40-процентной нагрузкой, поскольку глава концерна уже не раз объявлял о том, что, несмотря такое положение дел, ни одно из местных предприятий закрыто не будет.

Но именно тут, кстати, и скрыто самое слабое место новой стратегии развития. Недозагрузка итальянских заводов косвенно повлияла на отказ от строительства завода в России и, видимо, от ряда других подобных проектов, однако локализация сегодня считается чуть ли не ключевым параметром развития автомобильных продаж. По этому пути идут и европейцы, и корейцы, и японцы… FIAT же решил пойти на увеличение экспорта, что, по мнению многих экспертов, связано с политическими метаниями Маркионне, а также с нежеланием портить отношения с традиционно сильными итальянскими профсоюзами. Но в конце концов это может стать своеобразной точкой невозврата не только для «Alfa Romeo» или «Lancia», но и для всего FIAT в целом.