Хотя мысль, согласитесь, благая. А с учетом наших реалий — даже революционная! Ведь количество аварий, вызванных ужасным состоянием российских направлений, составляет треть от их общего числа. А уж сколько незапланированных выездов на «встречку», спровоцированных и ямами, и ухабами, и отвратительно нанесенной разметкой, случается в стране — и вообще не сосчитать. Даже Генпрокуратура страны еще осенью минувшего года, проверив соблюдение законодательства в области строительства и эксплуатации дорог, пришла к выводу, что требованиям не соответствуют более половины федеральных магистралей (что уж говорить о местных дорогах). Причем, считают прокурорские, органы местного самоуправления не исполняют свои обязанности по ремонту и содержанию автодорог, а также по организации дорожного движения в подконтрольных им регионах. Главные беды — отсутствие освещения, конструктивно неправильная дорожная разметка, дурно организованное движение.
Понятно, что все перечисленные факторы (где совокупно, где по отдельности) и вынуждают моторизованных россиян нарушать Правила, попадать в аварии. К тому же авторы инициативы по освобождению от наказания водителей, преступивших дорожные законы по вине плохих дорог, справедливо подчеркивают, что в результате водители, нарушив, платят дважды. Сначала транспортный налог, который идет в том числе и на дорожные нужды, а затем и собственно штраф. А нередко и трижды — если станут виновниками аварии и будут вынуждены выплачивать компенсацию пострадавшей стороне. Однако, как нам кажется, эта депутатская инициатива никогда не трансформируется в закон.
Первыми против выступят гаишники. Сейчас на страже их интересов стоит п. 10.1 ПДД, согласно которому «водитель должен вести транспортное средство, учитывая «интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения… При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». То есть даже возможность цунами и внезапного торнадо должен держать в уме российский рулевой, ведя машину. Другими словами, под несоблюдение этого пункта можно подвести любое действие водителя, приведшее к нарушению ПДД. И параграф этот значительно облегчает труд инспектора, которому не надо утруждаться, изыскивая и обосновывая огрехи дорожников, спровоцировавших водителя на «беззаконные» действия. Да и карман свой служивому при существующей норме набить легче — водитель всегда априори виноват.
Вторыми против подобной либерализации ПДД и КоАП выступит мощнейшее страховое лобби. Ведь сейчас к виновнику аварии страховая компания может предъявить так называемый регрессный иск. Но если виновником инцидента будет признано не физическое, а юридическое лицо в виде какой-либо дорожно-строительной фирмочки, то судиться с ней будет куда сложнее, чем с зашуганным гражданином Пупкиным.
Да и сами дорожники с их немалыми финансовыми возможностями выступят резко против, опасаясь лавины судебных дел. (Они есть и сейчас, но буквально в единичных количествах, и их рассмотрение тянется годами. В том числе и потому, что в правильном оформлении ДТП не заинтересованы те же гаишники).
Так что скорее всего депутатское предновогоднее предложение — из разряда бла-бла-бла, очередной пиар-ход. И скорее мы увидим в наступившем году очередное ужесточение штрафов, нежели некие попытки облегчить жизнь отечественного водилы.