Редакторы европейского издания «Automotive News» составили своеобразный рейтинг наиболее интересных событий 2013 года, за которыми, по их мнению, действительно стоит понаблюдать. Разумеется, никто из них не ждет, что европейский автомобильный рынок выправится и станет источником хороших новостей. По мнению большинства аналитиков, в лучшем случае Старый Свет ждет стагнация, в худшем — дальнейшее снижение продаж (примерно на 5%), таким образом, самым интересным сюжетом на протяжении ближайших 12 месяцев станет то, как именно автопромышленники будут реагировать на дальнейшее падение. Впрочем, вряд ли сей вялотекущий процесс сможет долго удерживать зрителей…
Из «узконаправленных» сценариев, по мнению редакторов вышеозначенного издания, наиболее интересной станет ротация кадров. Проще говоря, кто останется без работы и кто в итоге куда перейдет. Потенциальных отставников в Европе довольно много, и первым своей должности скорее всего лишится генеральный директор PSA Филипп Варин, контракт которого истекает в июне. Кроме того, к концу 2013 года может быть обезглавлен и «Daimler», поскольку нынешний глава компании Дитер Цетше так и не вывел «Mercedes» в лидеры премиум-сегмента. В общем, пролонгация трудовых соглашений ни тому, ни другому, мягко говоря, не гарантирована.
Кроме того, в 2013-м нас ждет схватка за СО2. Дело в том, что летом Европейский союз одобрил проект, согласно которому к 2020 году уровень автомобильных выбросов двуокиси углерода в среднем должен составлять 95 граммов на километр. По большому счету речь идет о том, что к этому сроку средневзвешенная европейская машина будет потреблять не больше 3,6 литра на 100 километров пробега, что заметно ниже американского норматива в 50 миль на галлон (около 65 миль на галлон). Дело в том, что в настоящий момент это происходит за счет снижения массы автомобиля и, как следствие, снижения уровня безопасности. Не согласные с такой постановкой вопроса немцы пытаются лоббировать пересмотр действующих механизмов расчета, чтобы обязать производителей изыскивать новые пути снижения эмиссии, но Франция и Италия, в свою очередь, этого делать не желают. В общем, борьба на этом фронте обещает быть жаркой как никогда.
То же, к слову, касается и дебатов по поводу безопасности новых хладагентов, используемых в автомобильных кондиционерах. С одной стороны, они соответствуют нынешним требованиям ЕС по экологической безопасности, с другой — в ходе внутренних краш-тестов специалисты «Daimler» столкнулись с тем, что его утечка при аварии может привести к воспламенению. Мало того, при горении смесь масла и хладагента выделяет чрезвычайно ядовитый газ.
Очевидно, что достаточно остро в этом году встанет и проблема с дилерами. Во-первых, многие производители раздули свои сети до умопомрачительных размеров, и такое количество представителей в условиях падения спроса им просто не нужно. Иными словами, Европу ждет оптимизация. Во-вторых, начиная с 1 июня торговля автомобилями будет регулироваться общими правилами ЕС, основанными на традиционных понятиях о свободной конкуренции. Кроме того, новые правила слегка расширяют права производителя, ущемляя при этом полномочия продавца. В частности, изменения запрещают торговать машинами под собственной вывеской, а также закрепляют за владельцем марки право запретить практику мультибрендинга. Впрочем, россиян этим уже давно не удивить…
Однако это лишь половина проблемы: сэкономив на дилерах, производители, очевидно, не смогут эффективно справиться с последствиями перепроизводства. В прошлом году на европейских складах зависло порядка 4 миллионов нераспроданных автомобилей. По оценкам аналитиков «Morgan Stanley», этот избыток может повлечь за собой 13-процентное снижение сборки автомобилей уже в первом квартале 2013 года. «Двузначный» спад при этом спровоцирует 4%-ное падение глобального уровня производства машин в первом полугодии (впервые со второго квартала 2011 года, когда объемы снизились из-за природных катаклизмов в Юго-Восточной Азии), что, в свою очередь, потянет за собой все сопутствующие отрасли.
Кроме того, здесь стоит учитывать, что завод может быть безубыточным лишь при 75–80%-ной загрузке. В прошлом году средний уровень загрузки европейских сборочных производств составил 77% (заводы FIAT и «Toyota», в частности, работали на 51 и 58% соответственно), в 2013-м, по разным оценкам, средняя загрузка в отрасли не поднимется выше 75%. Таким образом, при дальнейшем снижении покупательской активности производители будут просто не в состоянии удерживать сборку авто на том же уровне, либо сокращая персонал, либо вовсе закрывая предприятия (например завод PSA в пригороде Парижа или «Ford» в Бельгии и Великобритании).
К слову, кризис сказался не только на европейских марках, но и на амбициях азиатских производителей. «Toyota» относится к рынку Старого Света как к второстепенному, а те же корейцы вцепились в местные площадки мертвой хваткой. Однако и они вынуждены корректировать свои планы. Если в ноябре продажи KIA и «Hyundai» росли, декабрь обе марки закончили 7%-ным падением. Не сказать, что это стало для корейцев неожиданностью, так как о том, что компании отодвигают сроки достижения поставленных целей, было объявлено еще в сентябре, тем не менее до вожделенных 5% рынка «Hyundai» теперь ожидает добраться лишь к 2016 году. Примерно тогда же KIA планирует дорасти до своих 3%…
Впрочем, куда интереснее то, как будут развиваться события в сегменте электромобилей. Дело в том, что 2013 год, по сути, будет первым полноценным сезоном, способным продемонстрировать реальную состоятельность данной концепции автомобилестроения, поскольку на рынках начнутся продажи относительно дешевого Renault Zoe. Французы понимают, что в этом вопросе они уже не оригинальны, тем не менее, запуская этот продукт, они попытаются создать на рынке своеобразную EV-нишу, обладающую постоянным спросом и определенной емкостью. Пока речь идет о десятках тысяч машин, однако в перспективе в «Renault» планируют преодолеть 150-тысячный рубеж. Но если данные ожидания не оправдаются, это приведет к краху компании.
Довольно забавными, кстати, европейцам кажутся и предпосылки к тотальной «гибридизации» суперкаров. В частности, «Automotive News Europe» напоминает, что нынешний год станет дебютным для 900-сильного гибридного преемника Ferrari Enzo, а также бензин-электрического Porsche 918 Spyder, агрегат которого будет развивать почти 800 л.с. В обоих случаях речь идет о мелкосерийных машинах, однако тенденции к дальнейшему развитию подобных проектов более чем очевидны.
Напоследок же авторы вспомнили о новом VW Golf. Не совсем всерьез, но тем не менее… Учитывая неизменно сильные позиции модели в европейском С-классе (речь ведь о самой продаваемой машине Старого Света), они гадают, сможет ли выход нового поколения переломить тенденцию к снижению продаж и дать рынку хоть какой-то импульс. Положительные признаки были видны еще в конце прошлого года, поскольку в ноябре интерес публики к бестселлеру упал лишь на 4,4%, что вдвое ниже общего падения спроса. Это позволяет надеяться, что новый Golf станет одним из немногих светлых пятен для европейской автомобильной промышленности в этом году.