Итак, за 2012 год в России было продано 2,95 миллиона новых автомобилей, что на 11% больше, чем в позапрошлом году. Впрочем, вполне может так случиться, что этот рост окажется своеобразной лебединой песней. Как показали последние два месяца года ушедшего, когда динамика колебалась в районе 1–2%, либо российский рынок достиг своего потолка, либо клиент поймал-таки общеевропейскую болезнь и решил попридержать свои деньги до лучших времен. По словам главы Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорга Шрайбера, по какому пути мы идем в настоящее время, можно будет определить в течение первого полугодия 2013 года, пока же возможны оба варианта.
Отсюда, кстати, и расхождения в прогнозах. Их, как водится, три: пессимистичный, оптимистичный и средневзвешенный, но результаты по большому счету достаточно близки. Если события будут развиваться по первому сценарию, то 2013 год мы закончим с небольшим падением — с результатом 2,8 миллиона. Во втором случае — повторим нынешний результат немецкого авторынка, который составил 3,1 миллиона. Реалистичный же вариант заключается в том, что сбыт новых авто останется на том же уровне.
И, по мнению г-на Шрайбера, последний сценарий для нас окажется наиболее показательным, поскольку, как бы странно это ни звучало, российский рынок ни разу в своей истории не был стабильным: либо резкий скачок, либо безудержное падение… Однако более-менее четкое представление о том, что же он из себя все-таки представляет, можно получить лишь в период стабильности.
Тем не менее глава Комитета автопроизводителей AEB подтвердил, что даже для повторения нынешнего результата и производителям, и импортерам, и дилерам придется изрядно потрудиться. Во-первых, даже если рынок и достиг своего реального потолка, фактор снижения покупательской активности все равно даст о себе знать. Это связано с общеевропейскими тенденциями и, кроме того, с извечной российской бедой — жадностью. А проще говоря, с неоправданно высокими кредитными ставками, которые как минимум вдвое превышают ставку рефинансирования ЦБ. Понятно, что кредитные организации работают в сфере повышенных рисков, тем не менее нормальный экономический рост возможен лишь в том случае, если люди тратят деньги, а не копят их в матрасах, трехлитровых банках и цветочных горшках.
Второй немаловажный момент — ужесточение правил игры на рынке. С одной стороны, вступление России в ВТО посулило производителям облегчение таможенной нагрузки, а с другой стороны, их обложили еще одним «налогом» — утилизационным сбором, который в итоге придется оплачивать клиентам. Причем даже в том случае, если формально производитель будет освобожден от его уплаты, поскольку на создание необходимой для сбора старых авто инфраструктуры придется тратить на порядок больше, нежели просто оплачивать пресловутый сбор.
Кроме того, г-н Шрайбер посетовал и на пробелы в законе «О защите прав потребителей», из-за которых производители все чаще вынуждены выплачивать компенсации мошенникам, а также отвечать за действия третьих лиц. В общем, проблем в этой сфере масса. И чтобы повторить прошлогодний результат, их придется решать. Другое дело, что решения эти так или иначе лягут на плечи клиентов, благодаря которым, к слову, иные производители, может, как сыр в масле и не катаются, но чувствуют себя очень даже неплохо.
Если обратиться к самому рейтингу, то результаты стоит признать вполне ожидаемыми. На первом месте, как водится, родной АВТОВАЗ, который, впрочем, продолжает терять клиентов. В этот раз волжане недосчитались 7% покупателей. Второе место за «Chevrolet», продемонстрировавшим 18-процентную динамику. Замыкает же тройку подросший за счет Duster «Renault».
Вполне ожидаемо, что в первую пятерку вошли «Hyundai» и KIA, распродавшие все Solaris и Rio, которые только было возможно. Однако если смотреть более широко (например, на топ-10), куда интереснее взлет «Skoda» (плюс 34% и десятое место в общем рейтинге), а также возвращение в лидирующую группу VW (плюс 40% и шестая позиция). При этом стоит отметить, что если VW укрепился во многом благодаря повышению спроса на Polo, то «Skoda» свою главную карту пока не разыграла. Не факт, конечно, что грядущий Rapid побьет всех своих конкурентов, но позиции марки укрепит однозначно.
Также из общеевропейских тенденций стоит отметить результат BMW, который в последний момент обогнал-таки «Mercedes» и «Audi», даже несмотря на то что последние по-прежнему отличаются более гибкой маркетинговой политикой. Вполне ожидаемым также стало и падение FIAT…
В общем, в прошлом году продажи росли практически у всех, рухнули только те бренды, у которых были на то объективные причины (например, оставшийся без дистрибьютора ZAZ, или обанкроченный TagAZ, или ушедшая с рынка «Haima»). Исключение, пожалуй, составляет лишь «Cadillac», застывший в ожидании седана ATS, который, судя по отзывам западных коллег, составит серьезнейшую конкуренцию баварской «трешке», мерседесовскому С-классу и Audi A4. Впрочем, это уже дела дней грядущих. Как все в итоге сложится — узнаем через год.