На официальном интернет-сайте ведомства был опубликован соответствующий текст слов: «Прошедший год стал заключительным в реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах»… Усилия всех субъектов деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, в первую очередь ГИБДД и органов исполнительной власти города Москвы, позволили снизить уровень смертности на дорогах более чем в 1,5 раза — на 38,4%, а в абсолютных цифрах число погибших в ДТП граждан сократилось практически на 400 человек, и это является серьезным достижением».
Что ж, с цифрами спорить сложно, а вот с причинами их появления не все так просто, как кажется на первый взгляд. «По итогам 2012 года, в сравнении с базовым 2004 годом, социальный и транспортный риск (количество погибших на 100 тысяч населения и 10 тысяч зарегистрированных АМТС) сократился более чем в два раза (с 14,0 до 7,0 и с 4,0 до 1,9 соответственно), а это значит, что риск погибнуть в дорожных инцидентах для населения города существенно снизился», — цитируют сотрудники пресс-службы московской ГИБДД слова начальника, генерал-майора полиции Александра Ильина.
Еще неплохо было бы привести данные статистики, согласно которым средняя скорость движения машин по дорогам города-героя во время действия упомянутой выше ФЦП стабильно снижается. С каждым годом — как минимум на 4%, и сейчас находится, по разным данным, на уровне примерно 15–18 км/ч. Причем в последние годы этот процесс серьезно ускорился благодаря собянинским выделенным полосам и реконструкции вылетных магистралей.
Забавно, но если сравнить среднюю скорость в Москве в начале действия ФЦП и нынешнюю, для объективности основываясь на данных разных экспертов, получим, что темпы падения уровня смертности на дорогах столицы подозрительно напоминают темпы падения средней скорости в нашем мегаполисе…
По данным ГИБДД, количество ДТП на территории города в 2012 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось с 12 146 до 12 008 случаев (это чуть больше 1%). Количество же погибших участников ДТП сократилось за год с 843 до 807 человек — на 4,3%. Что, как мы видим, опять-таки практически совпадает с темпами падения средней скорости в городе…
Что совсем неплохо, так это снижение в этом году количества наездов на пешеходов — на 6,7% (с 4751 до 4435 ДТП). Убитых и раненых при этом оказалось тоже примерно на 7% меньше.
За что действительно стоит сказать спасибо ГИБДД, так это за то, что в ходе реализации мероприятий, направленных на снижение количества дорожно-транспортных происшествий, в очагах аварийности, выявленных в 2011 году, их количество сократилось с 681 до 318. То есть ликвидировано 363 места концентрации ДТП. Это позволило снизить количество ДТП в очагах аварийности по сравнению с 2011 годом на 1164 случая (34,7%), а также тяжесть их последствий: количество погибших сократилось на 121 человека (42,8%), раненых — на 1307 человек (33,1%). Непонятно только, почему для этого потребовалось дожидаться прихода на должность начальника ГИБДД Москвы нового человека.