В принципе о том, что минувший год закончится на минорной ноте, было известно еще в начале декабря, когда компетентные ведомства опубликовали ноябрьские отчеты продаж. На ряде площадок снижение спроса достигло 20 процентов, а с учетом тогда еще грядущих рождественских празднеств надежд на хотя бы небольшой откат практически не осталось. Впрочем, для положительной динамики не было и предпосылок. Скидки, подарки, стимулирующие программы... Все это было пущено в ход задолго до этого момента, а в середине осени выяснилось, что многие автопроизводители уже чуть ли не в убыток себе торгуют, бросив все силы на хоть какое-то восстановление спроса. Их понять тоже можно: остановившиеся производства потянули бы за собой еще большие потери, притом сопутствующие проблемы росли бы со скоростью катящегося под уклон снежного кома. В общем, играть с огнем под конец года никто не рискнул, тем не менее, как показали отчеты, кое-кому придется резать по-живому.
Итак, подытожим результаты 2012 года: никаких предпосылок к увеличению спроса на рынках нет и вряд ли предвидится. Напротив, кризис лишь набирает обороты. Декабрь, как и большинство месяцев прошлого года, ознаменовался очередным, 16-процентным спадом. По данным агентства АСЕА, для продавцов и производителей он стал худшим месяцем за последние четыре года — количество зарегистрированных за это время в ЕС (а также в Исландии, Норвегии и Швейцарии) автомобилей упало с 997 842 штук до 838 428 экземпляров. Годовые показатели при этом снизились на 7,8% (до 12,5 миллиона машин).
Двузначный спад в декабре был зафиксирован на большинстве довольно крупных авторынков. Так, хуже всего дела обстояли в Испании, потерявшей 23% своего прошлогоднего объема, в Италии, где реализация упала на 22,5%, на 16% спрос упал в Германии и на 15% — во Франции. Единственной страной, показавшей положительную динамику, стала Великобритания, жители которой скупили на 4% машин больше, чем в последнем месяце 2011 года, что в итоге позволило местному авторынку занять вторую строчку в годовом западноевропейском рейтинге. К слову, англичане шли к этому в течение всего года: пока Франция месяц за месяцем теряла по 10–15%, британский рынок по чуть-чуть, но разрастался.
Впрочем, до Германии им пока как до неба, так как разрыв между этими странами составляет больше миллиона проданных машин. Немцы тоже чувствуют себя неважно, тем не менее местным дилерам удалось зафиксировать общегодовое падение на уровне 3%. Учитывая, что Италия по итогам прошедших 12 месяцев рухнула на 20%, Франция — на 14%, а Испания — на 13%, этот показатель не так плох, как может показаться на первый взгляд.
Тем не менее прогнозы аналитиков неутешительны. По оценкам большинства специалистов, 2013 год тоже закончится откатом. Не таким сильным, как в этот раз, но эти 3,1 процента для некоторых площадок могут превратиться как минимум в 10-процентный показатель, так как в общей сложности продавцы не распродадут около миллиона автомобилей. И если этот прогноз оправдается, 2013 год станет уже шестым кряду отчетным периодом с отрицательной динамикой.
Разумеется, это ударит не только по дилерам, но и по производителям. В частности, продажи «Ford» и GM в декабре упали на 27%, «Renault» вместе с «Dacia» — на 19%. Примерно столько же потеряли и марки, входящие в PSA. FIAT при этом просел на 18%.
Самое парадоксальное, что с ситуацией перестал справляться даже VW. «Родительский» бренд закончил прошлый месяц с худшим показателем в группе, упав на 20%, «Audi» потеряла порядка 18%, в целом же спрос на продукцию VAG снизился на 14,5%.
По сути, единственный, кто пока не пострадал от кризиса, — альянс «Hyundai-KIA». В первом случае продажи выросли на девять процентов, во втором — на шесть. Тем не менее эксперты полагают, что положительная динамика здесь обусловлена не столько маркетингом (привлекательный дизайн, доступные ценники и длинная гарантия), сколько тем, что эти марки пока не заняли причитающиеся им ниши. Как только продажи азиатских брендов достигнут справедливых объемов, рост тут же прекратится. Притом не исключено, что произойдет это уже в текущем году. Тем не менее определенный запас прочности у корейцев пока остается.