Уже очевидно, что дуэт PSA вляпался в очередной серьезный кризис и без потерь из него не выйдет. Разговоры о закрытии завода под Парижем идут полным ходом, и единственное, что сдерживает концерн от столь радикальной меры, — правительственный кредит, обещанный Франсуа Олландом в обмен на попытку найти менее жесткое решение по выходу из сложившейся ситуации.
Впрочем, ситуация эта, напомним, довольно прозаична: как и FIAT, PSA оказался очень зависим от состояния европейских рынков и, по сути, обрушился вслед за ними. Впрочем, в отличие от итальянцев, не имеющих в своей обойме ни одного действительно нового автомобиля (мало того, Маркионне до сих пор так и не перешел от слов к делу и создание новых продуктов банально не инвестирует), у французов с новинками полный порядок — достаточно вспомнить о линии DS, на которую ныне приходится около 10% спроса «Citroёn», о новом Peugeot 208 и очень неплохой модели 508-й серии. Таким образом, в большей степени PSA страдает от неизбежного в таких условиях ценового противостояния и соответственно слабых позиций на неевропейских площадках.
С этого, собственно, глава российского представительства «Citroёn» Жан Луи Шамла свое выступление и начал, заметив, что 36% проданных в 2012-м автомобилей компания реализовала за пределами Западной Европы. Таким образом, марка подтверждает свое стремление переориентироваться на развивающиеся рынки, в том числе и на Россию.
Наша страна, к слову, по-прежнему является для французов лакомым куском, поскольку в условиях резкого падения спроса на новые авто в Старом Свете именно Россия в итоге позволит «Citroёn» сохранить загрузку европейских производств. В частности, речь идет о самой свежей новинке бренда — модели С-Elysee, продажи которой начнутся в ближайшие недели. Дело в том, что производится она на заводе PSA в испанском Виго, из которого удобно снабжать этими седанами не только Бразилию, но и Россию, только категорически неудобно отправлять их, скажем, в Индию или Китай.
Пока, впрочем, планы относительно нашего рынка у французов довольно скромные — 600–800 автомобилей в месяц. То есть речь идет примерно о 10 тысячах экземпляров в год, что по сравнению с теми же Hyundai Solaris и Polo Sedan — капля в море. С другой стороны, у французов есть масса причин так осторожничать. Во-первых, то, что российский рынок встал, — уже более чем очевидно. Независимо от того, вырастет он в 2013-м или откатится, счет пойдет на несколько процентов. Во-вторых, позиции марки еще не настолько сильны, чтобы реально претендовать на сотни тысяч реализованных автомобилей. Для этого у «Citroёn» не хватит ни складов, ни дилеров, ни логистических мощностей. В этом плане достаточно сказать, что за весь неплохой в общем-то 2012 год через свою сеть марка реализовала без малого 33 тысячи автомобилей. Примерно столько же продали в BMW. Но вряд ли это можно поставить французам в заслугу.
Есть и третья причина — завод «ПСМА Рус» в Калуге. Во втором квартале 2013-го (очевидно, в первой половине апреля, после того как итоги года подведут в «Mitsubishi») там будет налажена CKD-сборка C4, а также построенного на той же платформе седана C4 L (аналог которого — Peugeot 408 — уже вовсю продается). И уже более чем очевидно, что эти машины станут главными козырями «Citroёn». Разумеется, право первой ночи в данном случае опять же получит «Peugeot», ибо во внутрикорпоративной иерархии он является более сильным брендом, тем не менее если машины с двойным шевроном будут расходиться в запланированных объемах (порядка 2000 экземпляров ежемесячно), это серьезно укрепит позиции и конкретной марки, и PSA в целом.
По сути, единственная серьезная проблема, с которой французам придется что-то делать, — корпоративная миграция. Рынок стоит, однако предложения в бюджетных сегментах в последнее время только увеличиваются: в частности, нас ждет новый Logan, полномасштабное развертывание соплатформенных моделей из Тольятти, новый лоукост, напомним, выведет еще и «Chevrolet»... Таким образом, конкуренция в нижних сегментах обещает быть очень серьезной, и «бодаться» на этой поляне тому же C4 L придется не только с внешними соперниками, но и с 408-м, и даже с одноименным хетчбэком. С другой стороны, «Citroёn» есть куда расти — свою обычную долю рынка они пока не освоили. Так что в условиях анонсированного на итоговой пресс-конференции усиления собственных кредитных и лизинговых программ (кстати, доля корпоративных продаж в портфеле марки сегодня достигает 25%), а также дальнейшего продвижения связанной со вторичным рынком программы «Citroёn Select» достижение поставленных задач вполне возможно. В любом случае к прогнозам в российском представительстве марки подходят достаточно осторожно (плюс 6% в первом полугодии и 30% — после запуска CKD-производства в Калуге).