Да и в регионах ситуация не лучше. Например, вечером и ночью 17 января из-за большегрузного транспорта, который не мог двигаться на заснеженных участках, возникали затруднения в движении на автодорогах «Крым» (156, 174, 178, 194, 211 км), «Дон» (240 км), Калуга — Тула (82, 101 км), Тула — Новомосковск (д. Б. Еловая) и в Туле (ул. Рязанская, Калужское шоссе, Новомосковское шоссе). При этом в заторе под Калугой в сторону Москвы движение было полностью парализовано более шести часов!
Сущие «мелочи», конечно, по сравнению с предновогодним коллапсом на трассе М10. Поэтому, наверное, о сотнях людей, застрявших на дороге, не сообщил ни один федеральный телеканал, ни одна общенациональная газета, а МЧС и другие властные структуры не озаботились подвозом пищи и воды, не кликнули на помощь добровольцев. То есть ответственным товарищам глубоко наплевать, несмотря на все громкие заявления, на проблему отвратительного содержания и уборки трасс, на мучения людей.
При этом ГАИ с особым цинизмом заявляет на сайте Госавтоинспекции МВД России, что ее сотрудники «работали в усиленном режиме, организуя объезд затрудненных участков, совместно с дорожно-коммунальными службами осуществляли эвакуацию застрявших машин». А «сотрудники ГИБДД при необходимости осуществляют регулирование движения и сопровождение дорожной техники. Личный состав всех подразделений ГИБДД нацелен на оказание помощи водителям, попавшим в заторы». Мой коллега, измучившийся под Калугой в заторе вместе с женой и маленьким ребенком, не заметил активности ни гаишников, ни дорожников.
Со старших товарищей берут пример и низовые подразделения инспекции. Скажем, столичная ГАИ отрапортовала на своем интернет-ресурсе, что организовала «выставление тягачей на подъемах МКАД, ТТК и «вылетных» магистралей, подверженных образованию наледи и снежного наката, с приближением к ним нарядов ДПС. В случае затруднения в движении сотрудниками дорожно-патрульной службы осуществляется перемещение грузового транспорта с использованием тягачей». Да вот незадача: сотрудники редакции «АвтоВзгляда», вынужденные по делам службы активно мотаться в эти дни по Москве, ни на МКАД, ни на ТТК не встретили ни одного тягача. Не там, возможно, ездили, и где-нибудь в районе Рублевки тяжелая техника действительно стояла. Но Москва от такой «заботы» стояла еще круче. Причем вся.
Любопытен и пассаж об ориентированности службы на оказание всесторонней помощи участникам движения. Если считать этой помощью полное отсутствие патрульных авто на особо сложных направлениях и перекрестках, то тогда столичные гаишники заслуживают самой высокой оценки — хотя бы не мешали людям бороться с непогодой и бездействием коммунальщиков, о профпригодности которых уже и говорить не хочется.
Можно только отметить, что, судя по опросу сайта «АвтоВзгляд» на тему «Довольны ли вы работой городских коммунальных служб по уборке снега нынешней зимой?», подавляющее большинство людей ответили отрицательно. Опрос, кстати сказать, вышел куда репрезентативнее, чем у структур, официально занимающихся социологическими исследованиями. Если они, как правило, опрашивают 1500 респондентов и считается, что итоги подобных изысканий достаточно объективны, то на наш вопрос ответили почти 2500 человек. Причем 56% участников — бескомпромиссным словом «нет», а 25% — «так плохо еще никогда не чистили». 6% философски заметили — «нет предела совершенству». И только 11% удовлетворились деятельным бездельем коммунальных служб. Возможно, это сами коммунальщики и голосовали…
И, похоже, сложившееся положение вещей никогда не изменить, если законодательно не предусмотреть серьезную административную ответственность (с колоссальными штрафами и оргвыводами — вплоть до увольнения) для лиц, виновных в параличе автомобильной жизни страны. Создал плохой уборкой улиц и магистралей затор в девять баллов — заплати и ищи другую работу. А уж если по твоей вине так или иначе пострадали люди — иди под уголовный суд.
Хотя даже если подобные законы и будут приняты, вряд ли они коснутся мэров и руководителей ГАИ городов и весей. Стрелочник наверняка найдется…